Как выясняется, количество «недовольных» стремительно растет и, судя по всему, уже приближается к количеству «несогласных». Далекие от политических игрищ горожане объединяются и требуют от властей наконец-то обеспечить их законное право на отдых и спокойствие, которое благодаря маргинальной и, что самое главное, малочисленной группировке «Другая Россия» было поставлено под большое сомнение.
Как известно, власти Санкт-Петербурга и Москвы санкционировали проведение акций «Другой России» 9 и 11 июня. В столице - в формате митинга, в Петербурге - шествия.
Одновременно организаторы акций получили предупреждение - малейшие попытки провокаций будут жестко пресекаться. Основываясь на опыте предыдущих «маршей», был сделан вывод, что перекрытие центральных улиц городов ради нескольких десятков демонстрантов - слишком большая роскошь. «Принимая решение разрешить митинг в Новопушкинском сквере, власти города руководствовались тем, что подобные мероприятия не должны ущемлять права москвичей, в том числе автомобилистов», - заявил агентству «Интерфакс» первый заместитель руководителя пресс-службы мэра и правительства Москвы Михаил Соломенцев.
Действительно, «благодаря» «Другой России», возглавляемой экс-шахматистом Гарри Каспаровым и писателем-боевиком Эдуардом Лимоновым, теперь никто не застрахован от того, что завтра под его окнами соберется дикая толпа «несогласных» и устроит «оргию непослушания» - несанкционированный властями митинг или шествие, обычно заканчивающийся потасовками.
Впрочем, чаша терпения неполитизированных россиян, надо признать, переполнилась уже давно. Шумные политические перфомансы - с обязательными потасовками, дикими криками и перекрытием улиц не оставили равнодушными жителей нескольких крупных городов, где уже прошли т.н. «Марши несогласных» - Москву и Самару.
Простые москвичи, которым уже "посчастливилось" стать невольными свидетелями так называемого "марша несогласных", первыми обратились в правоохранительные органы столицы с требованием наказать виновных в организации беспорядков. Они попросили власти "принять меры, соответствующие законодательству России в отношении лидеров общественной организации "Другая Россия", а также к руководителям других радикальных организаций, за действия, нарушающие основные положения Конституции РФ".
Жители города, напомним, были крайне возмущены шествием "несогласных" 14 апреля. "Шла просто оголтелая толпа разъярённых людей, которая скандировала различного рода непонятные лозунги, в том числе антиправительственного содержания. Мне казалось, что ещё немного, и это шествие перельётся в насилие по отношению к жителям Москвы, просто наблюдавшим со стороны это безобразие...", - пишет Юрий Николаевич Фросин. "Участники хаяли правительство, нецензурно выражались, вели себя по-хулигански, бросая бутылки, жестяные банки и мусор. Тем самым провоцировали конфликтную ситуацию. Это же видит наша молодёжь, и мы, пожилые люди, ветераны. Можно ли такое хулиганство оставлять без наказания", - вторит ему Семченко А.Г.
Выясняется также, что некоторые москвичи в тот день едва не стали жертвой оголтелой толпы. "Я шёл по Петровскому бульвару. Навстречу двигалась большая толпа молодых людей, которые кричали, размахивали флагами, жгли факелы. У некоторых в руках были бутылки и банки с пивом. Опасаясь столкновения с ними, я отошёл на газон и ждал пока толпа пройдёт мимо, - вспоминает события 14 апреля Алексей Иванович Жужулин. - Проходящие молодые люди вели себя вызывающе, бранно выражаясь выкрикивали лозунги "Россия без Путина", "Долой тиранию" и т.д. Один из проходящих обратился ко мне со словами: "Мужик, чего стоишь, пошли с нами с Путиным бороться". Потом раздались крики "Впереди менты!", "Сейчас будет рубка", "Надо прорываться!". Считаю, что такое поведение недопустимо. Прошу принять меры по недопущению подобных мероприятий", - подчёркивает в своем заявлении москвич.
Напомним, что 14 апреля оппозиционная коалиция «Другая Россия», куда входят лидер Объединенного гражданского фронта шахматист Гарри Каспаров и писатель Эдуард Лимонов, несмотря на запрет, попыталась провести несанкционированное шествие от Пушкинской площади до Тургеневской площади. Попытки ОМОНа воспрепятствовать несанкционированной акции, а также провокации со стороны самих участников марша привели к нескольким серьезным потасовкам в выходной день в самом центре города.
С требованием привлечь к ответственности организаторов «марша несогласных» за хулиганские действия и испорченный выходной обратились жители не только окрестных домов, рядом с которыми проходила акция «несогласных», но и случайные прохожие, испуганные экстремистскими действиями активистов «Другой России». «Я был крайне возмущён т.н. "Маршем несогласных". Шла просто оголтелая толпа разъярённых людей, которая скандировала различного рода непонятные лозунги, в том числе антиправительственного содержания. Мне казалось, что ещё немного, и это шествие перельётся в насилие по отношению к жителям Москвы, просто наблюдавшим со стороны это безобразие...», - отмечает в своем заявлении ветеран Вооруженных сил Юрий Фросин.
В самарские суды также как и в Москве поступило несколько исковых заявлений от местных жителей, которые требуют компенсации морального вреда от организаторов прошедшего 18 мая «марша несогласных». Истцы считают, что участники оппозиционного шествия нарушили права и свободы горожан, гарантированные Конституцией и действующим законодательством.
Несмотря на то, что сами «несогласные» отрицают свою возможную вину, юристы все же полагают, что такие судебные иски не лишены перспектив. «Если такие иски будут судом удовлетворены, это станет в какой-то мере прецедентом», - прокомментировал самарскую ситуацию юрист Московского общества защиты прав потребителей Антон Недзвецкий.
«Конечно же, из-за интересов нескольких десятков граждан не должны создаваться неудобства для десятков тысяч других людей: препятствия к их свободному передвижению, трудовой деятельности. Иначе это будет противоречить смыслу ст. 17 Конституции РФ», - сказал он. «Несомненно, встанет вопрос вины тех или иных лиц, действия которых привели к ущемлению прав и интересов многих граждан, опоздавших на работу, деловые и частные встречи, отдых. Размер компенсации морального вреда, если суд удовлетворит иск, будет определяться в зависимости от степени их вины и характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий», - сказал Антон Недзвецкий.
Скажем так, зуб на «несогласных» имеют и самарские ветераны, организовавшие даже пикет незадолго до «марша несогласных». На площади Чапаева возле здания Драматического театра собрались около 50 ветеранов, протестующих против проведения «Марша» в период саммита Россия-ЕС. «Мы считаем, что проведение этого мероприятия неприемлемо для города, так как среди его участников активисты НБП, запрещенной в России за пропаганду экстремистских идей», - заявил председатель Самарской областной организации ветеранов Иван Сахаров.
Впрочем, если мы обратимся к западному опыту, то и там, как выясняется, простой обыватель выступает против шумных политических манифестаций. К примеру, как показали опросы во Франции, 72 процента граждан после уличных беспорядков последних лет требуют ужесточения правил проведения митингов и демонстраций, в частности установления строго отведенных для этого мест, где протест части общества, как правило, предельно незначительной, не мешает нормальной жизни остальных. Те же требования раздаются и в Германии, где недавно антиглобалисты устроили форменные беспорядки.
Между тем российские суды, куда уже поступили десятки, если не сотни заявлений от жертв акций «другороссов», почему-то никак не реагируют на эти обращения. Что это банальная халатность или традиционное для России засилье бюрократии, нежелающей защитить простых граждан? Неужели, чтобы отстоять свои права россиянам теперь придется подавать жалобы и заявления в вышестоящие инстанции?
Однако есть и иной способ – не менее традиционный, как и засилье в стране бюрократии - самостоятельно решать свои проблемы. Как говорится, спасение утопающих – дело самих утопающих. Вот и придется, судя по всему, рассерженным горожанам, чтобы отстоять свои конституционные права, которые власти, выходит, не намерены защищать, самостоятельно их решать. К примеру, организуясь в общества самообороны или проводя некие контрмероприятия против активистов «Другой России».
Действительно, в скором времени, любые акции «несогласных», наверняка, будут сопровождаться пикетами обывателей, недовольных хулиганскими акциями оппозиционной группировки. А, учитывая, что уже сейчас количество «недовольных» вполне может превышать количество «несогласных», то господам «другороссам», презирающим права и свободы других граждан, придется ох, как не сладко.
Капиталина Докова