Один из главных «рупоров» партии «Яблоко», Андрей Пионтковский, заявил на сайте «Грани.Ру» о том, что никаких расхождений между «Яблоком» и НБП по основным идеологическим вопросам не существует. «В понимании этого главного – неразрывности ценностей патриотизма, социальной справедливости и свободы – мы с сегодняшним Лимоновым едины», - заявил Пионтковский. Оговорившись, правда, что ему и его друзьям по партии «непонятны и крайне неприятны название лимоновской партии и ее символика».
Ну да это не новость – известный сторонник «конфедерации между НБП и «Яблоком» Сергей Митрохин неоднократно говорил о том, что единственное, что мешает объединению между «яблочниками» и нацболами – это их флаги со стилизованной свастикой и использование термина «национал-большевизм». То есть, называя вещи своими именами, лимоновцам достаточно расцепить скрещенные серп и молот так, чтобы они перестали напоминать пародию на фашистский символ, и сменить имя на какую-нибудь «интернационал-меньшевистскую» партию, чтобы «Яблоко» приняло их с распростертыми объятиями. Закрыв при этом глаза на то, что в программе НБП, которая до сих пор считается основополагающим идеологическим документом партии, содержатся, например, такие высказывания: «Придя к власти, НБП произведет революционные по своим масштабам преобразования в России, построит ТОТАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО, права человека уступят место правам нации. Внутри страны будет установлен железный русский порядок, климат дисциплины, воинственности и трудолюбия». Программа эта написана в 1994 г., но даже сейчас никто, включая вождя НБП, не отрицает, что ее положения сохраняют силу. На он-лайн конференции, прошедшей на тех же «Гранях.Ру» 18 ноября, Лимонову задали вопрос «Как вы относитесь к программе НБП?» и процитировали приведенную выше цитату. «Абсолютно согласен!» - не колеблясь, ответил вождь национал-большевиков...
Либералы из «Яблока» старательно делают вид, что их новые союзники из НБП – никакие не фашисты, а просто заигравшиеся в экстремизм дети. «Мы никогда не откажемся от моральной поддержки мучеников режима – молодых лимоновцев, томящихся в тюрьмах, избиваемых на улицах фашистскими штурмовиками, вскормленными администрацией президента, - восклицает Пионтковский. – Эти молодые люди – сегодня совесть России».
Ненависть к режиму застилает глаза «защитникам свободы». То, что у них и у нацболов один общий враг – президент и его администрация – делает несущественным «мелкие расхождения» вроде символики. «Мы не собираемся отказываться от совместного участия наших сторонников в конституционных демонстрациях протеста против политики олигархического режима», - утверждает Пионтковский. И эта позиция находит полное одобрение у активистов национал-большевистской партии. Гауляйтер Санкт-Петербургского отделения НБП Андрей Дмитриев в своей статье «Метаморфозы «Яблока», опубликованной на сайте АПН, снисходительно признает: «Партия "Яблоко" на сегодняшний день единственная значимая сила на либеральном фланге российской политической сцены. Очевидно, что ни полуразложившийся СПС, ни виртуальные проекты всяческих "Рыжковых" не могут составить ей серьезной конкуренции». Почему же именно «Яблоко» оказалось в такой выгодной ситуации? По мнению гауляйтера, есть три основные причины: «полевение» «Яблока», взявшего на вооружение социальные лозунги, уличные акции протеста и налаживание контактов с другими оппозиционными силами. Разумеется, под этими «другими силами» Дмитриев имеет в виду прежде всего НБП. «Лучше всего дело пошло в Петербурге, где у "Яблока" традиционно сильные позиции. Питерские яблочники во главе с молодым 30-летним лидером Максимом Резником составили вместе с нацболами, движением Сергея Глазьева, социал-демократами и целым рядом других организаций коалицию Петербургское гражданское сопротивление. На волне протестов льготников ПГС организовало ряд массовых митингов, и продолжает регулярно напоминать о себе уличными акциями. А сотрудничество НБП и "Яблока" в Питере стало настолько тесным, что в октябре Эдуард Лимонов провел встречу с местными активистами и сочувствующими своей партии в яблочном офисе», - с удовлетворением отмечает гауляйтер.
Однако, с точки зрения национал-большевиков, союзник из «Яблока» все-таки ненадежный. А как может быть иначе, если наряду с убежденными сторонниками НБП, в рядах «Яблока» есть и «гнилые либералы» образца 90-х годов. Они «придерживаются мировоззрения демократов ельцинской эпохи без принципиальных изменений... поддерживают либеральные реформы в экономике, верят в возможности парламентской борьбы, выступают за объединение демократических сил, а также против любых революций и альянсов с левыми». Дмитриев называет имена – Алексей Арбатов, Виктор Шейнис, зампред партии Сергей Иваненко. Если бы не их сопротивление, то «социал-революционерам» в лице Сергея Митрохина, Андрея Пионтковского, Ильи Яшина, Максима Резника и других уже давно удалось бы создать мощный «левый фронт», где «яблочники» выступали бы плечом к плечу с нацболами. Правда, гауляйтер признает, что ему «не совсем ясна» позиция лидера «Яблока» Григория Явлинского. Но так ли она важна? Ведь «в последнее время он пропал с политического горизонта. Лучшие времена Григория Алексеевича остались позади. Он как-то потускнел, стал совсем неинтересен».
Не вызывает никакого сомнения, что национал-большевикам выгоден союз с «Яблоком». Особенно теперь, когда Верховный суд окончательно вывел НБП за рамки легальной политики. А вот какую выгоду планирует извлечь из альянса с фашистами старейшая демократическая партия России, можно только догадываться. Судя по пафосу, с которым защищает Лимонова и его экстремистов яблочник Пионтковский – немалую. Быть может, речь идет об увеличении объемов «спонсорской помощи»? В конце концов, союз «Яблока» и НБП полностью укладывается в рамки известной «формулы Березовского», озвученной им еще в 2003 г.: «Тот, кому удастся объединить хотя бы 10% российского электората, сможет заложить основу новой политической силы, которая, вероятно, сможет претендовать на победу на парламентских и президентских выборах в 2008 году». Это заявление было сделано после сокрушительного провала «Яблока» и СПС на парламентских выборах 2003 г., когда обе эти партии не сумели преодолеть 5% барьер. Судя по всему, совет олигарха был услышан: либералы все охотнее идут на союз не только друг с другом, но и с другими оппозиционными движениями, в том числе и стоящим на позициях политического экстремизма.
Платон Березин