Официальные итоги выборов в Мосгордуму наконец подведены. В четверг Мосгоризбирком окончательно утвердил список депутатов, которые будут работать в новом московском парламенте. Как и ожидалось, лидером из предвыборной гонки вышла "Единая Россия". По сравнению с выборами 2003 года результат партии увеличился на целую треть и достиг 47%, а одномандатники от «Единой России» уверенно опередили своих соперников во всех 15 округах. Таким образом, 28 из 35 депутатов обновленной столичной Думы будут «единоросы». Следующими по списку числятся КПРФ с ее 17% и «Яблоко» - объединенные демократы», набравшие 11% голосов москвичей. Следовательно, оппонировать «Единой России» будут 4 депутата-коммуниста и 3 демократа-яблочника.
Все эти партии далеко не новички в политической борьбе, однако внушительный опыт ведения предвыборный кампаний ни «Яблоку», ни КПРФ не дал ощутимого преимущества. В это же время за депутатские мандаты в столичной думе боролась и очень молодая партия, впервые проходившая такое испытание. Новые демократы от партии «Свободная Россия» жестко критиковали слабости и недостатки записных либералов из «Яблока» и СПС, ярко и открыто выступали в качестве их противников и конкурентов. В итоге новым правым удалось набрать два с половиной процента голосов москвичей, что является значительным результатом политического дебюта в столь жестких условиях.
О своем видении результатов состоявшегося голосования нашему изданию рассказал лидер движения «Новые Правые» Владимир Шмелев, возглавивший вместе с Александром Рявкиным и Марией Арбатовой список партии «Свободная Россия».
- Как вы оцениваете результаты партии «Свободная Россия» на состоявшихся выборах?
- Безусловно, голоса тех 55 тыс. человек, которые пришли на избирательные участки и поддержали нас, проголосовали за «Свободную Россию», мы воспринимаем как мандат на дальнейшую работу по строительству новой правой партии. При такой короткой и рекордно малобюджетной предвыборной кампании, тем не менее, такое немалое количество людей отдали свои голоса за «Свободную Россию». Это показывает, что новые правые политические силы колоссально востребованы и продолжать работу необходимо. Я думаю, что на базе списков «Свободной России» будет сформирована широкая правая коалиция, для участия в которой будут приглашены уже известные политики, общественные деятели, но при этом себя не запятнавшие участием во всяких сомнительных политических акциях.
- «Объединенные демократы», оппонентами которых вы выступали, все же смоги преодолеть 10% барьер. Считаете ли вы такой результат успехом старых правых?
- «Яблоко» и так называемые объединенные демократы, как и ожидалось, показали очень не убедительный и полупровальный результат. Ведь два года назад даже на проигранных федеральных выборах «Яблоко» в сумме с СПС по Москве получили 18%. В Московской думе 4 года назад они получили 9 из 35, а сейчас только 3. Поэтому нельзя сказать, что для наконец объединившихся специально по случаю московских выборов СПС и «Яблока» 11% - это достойный результат. Также нужно учитывать, что в бюллетенях не было графы «против всех», что увеличило процент для всех партий. Незадолго до выборов была снята «Родина», выступив с заявлением в пользу которой, «объединенные демократы» также отщипнули немного голосов ее электората.
- Считаете, что какие-то голоса перешли «Яблоку» от Родины?
- Конечно, какие-то перешли. Если всплывшая накануне выборов тема взаимоотношений «Яблока» и НБП вызвала отторжение у демократической общественности, то среди радикально настроенных избирателей «Родины» она вызвала скорее положительный отклик. Поэтому, возможно, «фашизоидный» избиратель выбирал из двух. Сам Рогозин сказал, что 7-8% наших голосов ушли коммунистам и 2-3%- «Яблоку». Это, не считая чисто математического фактора. Несмотря на все это, «единояблочные демократы» все равно с трудом получили только 11%. Конечно, я оцениваю это как провал. Но не провал демократического движения. Эти результаты являются отражением отношения москвичей не к демократическим идеям, а к этим старым партиям и лидерам.
- За кого, на ваш взгляд, голосовали избиратели, разделяющие демократические взгляды, но не поддерживающие «Яблоко» и СПС и еще не успевшие присмотреться к «Свободной России»?
- Я думаю, что часть правых избирателей в лучших традициях осталась дома. Просто потому, что за такое короткое время мы не до всех успели донести информацию о том, что теперь у них есть своя партия. Из тех же, кто пришли, думаю, что многие проголосовали за «Единую Россию». Несмотря на все ее издержки, характерные для партии власти, во многом она выступает как более последовательная правая партия, чем СПС и «Яблоко». К тому же, на практике, «Яблоко» в Москве скорее выступает как дублер «Единой России», работает на «подпевках».
- Вы считаете, что демократы оппозиционны только на словах?
- Абсолютно. Оппозиционность – такая же ширма, как и демократия. То, что они вдруг они изобразили из себя гонимых оппозиционеров, которых заказывает власть, – это смешно. Все это время, находясь в Московском правительстве, они практически по всем вопросам соглашались с действующей властью, а большая часть их депутатов перешла в «Единую Россию». По большому счету, московская власть заинтересована в их прохождении в Мосгордуму. У них оппозиционность проявляется в громких скандальных предвыборных акциях, типа несанкционированного пикета у мэрии, а нормальная оппозиционность должна проявляться в содержательной критике по каким-то реальным вопросам городской жизни, местного самоуправления, прозрачности городских монополий, создания конкуренции на рынке коммунальных услуг.
- Значит, на ваш взгляд, в обновленной Думе не будет представлено разносторонних политических взглядов?
- Да. Но для Москвы это не новость, все составы московской думы были примерно такими, когда абсолютное большинство у мэра города. Никаких изменений не произошло, люди выбрали, чтобы было как раньше. С одной стороны - это неплохо, потому что революции не нужны. Но с другой стороны – изменения нужны, и нужен приход нового поколения в городскую политику, которое на накопившиеся московские проблемы сможет смотреть по-другому.
- Каковы дальнейшие планы новых правых? Возможно ли ваше сотрудничество с объединенной демократической партией, которую планирует создать Михаил Касьянов?
- После поражения «СПС» и «Яблока» на выборах в Госдуму 2003 года в России начался своеобразный «тендер» на создании организации, претендующий на то, чтобы занять их место. И неудачное выступление «яблочно-эспээсовской» коалиции на выборах в Мосгордуму лишь придало этому процессу дополнительную динамику. На сегодняшний день о намерении объединить «демократов» под своими знаменами уже заявили Хакамада с движением «Наш выбор», Рыжков с Республиканской партией, Каспаров с «Объединенным гражданским фронтом» и вот теперь Касьянов с Демократической партией России. Кто из них окажется наиболее убедительным, пока сказать трудно. Вероятно, тот, кто сможет привлечь под свой проект максимальное финансирование. Однако, на мой взгляд, все эти «игры демократов» не имеют ни малейшего отношения к становлению общенационального демократического или тем более «правого» движения. Дело в том, что во всех вышеперечисленных случаях перед нами разворачивается борьба конкретных личностей за влияние в «демократическом» лагере при полном отсутствии какой бы то ни было идеологической конкуренции. Вряд ли кто-нибудь сможет сказать, в чем состоят идейные различия между Касьяновым, Рыжковым, Белых, Хакамадой или Явлинским.
- Вы считаете, у проекта Касьянова нет будущего?
- Электоральную судьбу любого из этих новых проектов можно предсказывать заранее. Максимум, что может получить «объединенная демократическая партия» Касьянова, это 3-5% на федеральных выборах. Ведь избиратели отказывают в своей поддержке «Яблоку» и «СПС» вовсе не потому, что им не нравятся лично Белых с Явлинским. Просто либерально-«компрадорская» идеология нынче, слава Богу, вышла из моды. Новая правая партия может получить поддержку значительного числа граждан России, только если она станет партией патриотической. «Новые правые» не собираются принимать участие в «тендере» на право стать «новым Яблоком» или «обновленным СПС». Мы не претендуем на то, чтобы занять их место. Мы хотим вообще упразднить это место, создав взамен свое.
Подготовила Любовь Петрухина