23 января, уже почти год назад, состоялись выборы губернатора Ненецкого автономного округа, находящегося в российском Заполярье. Победу тогда одержал Алексей Баринов, профессиональный нефтяник, имевший к тому времени также опыт государственной службы. Около года Баринов работал в должности Главного федерального инспектора в Ненецком округе. В округе, как известно, сосредоточены значительные запасы нефти. По оценкам экспертов, извлекаемые запасы нефти составляют не менее 1 миллиарда тонн. Но это предварительные данные, так как округ исследован в геологическом отношении еще явно не до конца.
В январских выборах участвовало семнадцать кандидатов, но реальные шансы на победу были у четверых – Алексея Баринова, Игоря Кошина (на сегодняшний день - Председателя окружного собрания депутатов), Леонида Саблина, нынешнего мэра Нарьян-Мара и Александра Шмакова, тогдашнего генерального директора российско-американской нефтяной «Компании Полярное Сияние».
Учредителями и акционерами «Сияния» являются Роснефть и американская Conoco Phillips . Шмаков считался в мире бизнеса менеджером американского типа. При чем это касалось не только, например, следованию передовым американским стандартам в области экологии, но и политических предпочтений и ориентаций. Conoco , в свою очередь, почти не скрывало своей активной поддержки Александра Шмакова в предвыборной кампании. Вероятно, американцы рассчитывали на ответную благосклонность «своего» губернатора к выгодным им схемам добычи и транспортировки ненецкой нефти на Восточное Побережье США через Мурманск и Роттердам. Вероятно, определенные надежды возлагались на несостоявшегося губернатора и в плане лоббирования интересов американцев в нефтяных СП, создаваемых Conoco совместно с ЛУКОЙЛом, пишет интернет-издание "Правда.Ру".
Любопытно, что кандидатуру Шмакова весьма активно поддерживали высокопоставленные представители Северо-Западного полпредства в Санкт-Петербурге. Глубинные причины особых симпатий этой влиятельной структуры к «российскому американцу» Шмакову остаются не вполне понятными и на сегодняшний день. Можно лишь полагать, что они находятся в сфере личных симпатий и антипатий.
Однако все усилия «избрать Шмакова» оказались напрасными. Он не вышел даже во второй тур, заняв лишь четвертое место. Американские же нефтяники были явно разочарованы победой Алексея Баринова, близкого к усиливающим свое политическое влияние кругам российских государственников и патриотов.
Однако история с «тихой политической экспансией» американцев в российское Заполярье на этом отнюдь не закончилась. Она продолжается в общем контексте гибкого проникновения США в социально-политическую, культурную и духовную жизнь современной России. В этом плане достойно особого внимания ставшее знаменитым одобрение американским Конгрессом проекта финансирования российских политических объединений. Подобные инициативы сопровождаются и важными военно-политическими решениями. Например, намерением уже в будущем году создать мощную американскую военную базу в Румынии.
Потерпев явное поражение на губернаторских выборах, американская нефтяная компания, работающая в НАО, решила, что «пойдет другим путем». Более перспективным и выигрышным. И особая роль здесь отводится созданной Conoco совместно с ЛУКОЙЛом компании «Нарьян – Марнефтегаз», возглавляемой опытным топ-менеджером ЛУКОЙЛа Сергеем Гнатченко. В центральной прессе неоднократно высказывались предположения, что ЛУКОЙЛ и Conoco являются на сегодняшний день не просто союзниками, но и стратегическими партнерами. Американцы лоббируют ЛУКОЙЛовские интересы на крупнейшем нефтяном месторождении Западная Курна в Ираке и в Латинской Америке, а в замен требуют учета их интересов на Каспии и в Заполярье.
Разумеется, в однополюсном мире ожидать симметричного соблюдения интересов отнюдь не приходится. Серьезные аналитики считают, что «сотрудничество» Conoco и ЛУКОЙЛа отнюдь не является равноправным и взаимовыгодным. Очевидно, что российская компания во многих принципиальных вопросах уступает американскому партнеру. Однако политические риски таких уступок вряд ли просчитаны достаточно надежно. Закрепление американской нефтяной компании на севере Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции (НАО) может привести к повышению ее (и афилированных с ней структур) роли не только в добыче и транспортировке нефти, но и в обеспечении функционирования Северного морского коридора. А это уже вопрос геополитический, имеющий прямое отношение к обороноспособности России, ее фундаментальным экономическим интересам. От которых, по большому счету, во многом зависит будущее страны.
Сегодня Conoco , не имея возможности действовать через губернатора Баринова и спикера Кошина, нашла блестящий и остроумный ход для реализации своих политических амбиций. Через «Нарьян–Марнефтегаз», в котором они имеют влияние, «коноковцы» и их союзники прилагают беспрецедентные усилия, чтобы привести своего человека к руководству региональным отделением «Единой России». Этим своим, «родным и близким» к Conoco человеком эксперты называют депутата Окружного собрания Александру Ломакину. Член партии «Единая Россия», в прошлом глава администрации села Коротайка, вице-спикер предыдущего Окружного собрания, Ломакина, конечно, входит в политическую элиту Ненецкого автономного округа.
Цепкий и энергичный руководитель, неплохой оратор, Ломакина была верной сподвижницей Шмакова на губернаторских выборах. Вероятно, именно тогда на нее обратили пристальное внимание американские специалисты «по связям с общественностью». Сейчас они, их коллеги по «Нарьян – Марнефтегазу» и руководство этой российско-американской (или американо-российской?) компании активно двигают А.Ломакину на пост секретаря регионального политсовета «Единой России». При этом американские «уши» этого продвижения настолько видны, что в Нарьян–Маре родилась шутка о том, что если Ломакина займет вожделенный пост, то региональное отделение можно будет смело переименовывать в «Единую Америку»…
Кандидатуру Александры Ломакиной, по сведениям информированного источника, близкого к руководству Госдумы, готовы поддержать и весьма авторитетные российские политики. Прежде всего, речь идет об одном из лидеров партии Олеге Морозове и вице – спикере ГД Артуре Чилингарове. Но если Морозов, скорее всего, не знает «деталей» американо-лукойловского проекта под названием «Ломакина», то Чилингаров, представляющий в Думе Ненецкий округ, не может не знать истинного положения вещей. Герой Советского Союза Артур Чилингаров справедливо считается «умеренным почвенником» и патриотом. Кроме того, Чилингаров, о чем хорошо известно в Москве, является одним из наиболее обеспеченных российских политиков высшего ранга. Поэтому остаются не вполне понятными мотивы его поддержки г-жи Ломакиной. Возможно, объяснение кроется в определенных обязательствах, взятых Чилингаровым перед ЛУКОЙЛом. Особая близость вице – спикера к нефтяному гиганту не является тайной ни для кого…
Если обсуждаемый проект завершится успешно, то, наверное, Conoco Phillips первой из американских структур сможет «отчитаться» о блестяще проведенной операции по внедрению своего ставленника в руководство региональной организации пропрезидентской партии «Единая Россия». Можно не сомневаться, что умеющая работать и публично, и келейно, Александра Ломакина сумеет достойно оценить усилия своих заокеанских друзей. И придется ли тогда удивляться, что российские национальные интересы в стратегически важном регионе опять почему-то окажутся на втором плане…
Александр Максимов, экономический обозреватель
Москва – Архангельск – Нарьян-Мар