Шутливая характеристика «дважды два – будет пять» обычно подходит либо к нерадивым школярам, либо к игрокам на человеческой доверчивости. Последние довольно часто используют эту сомнительную арифметику в весьма и весьма прагматичных целях. Похожей «логикой» в последнее время стал «грешить» и экс-премьер Михаил Касьянов.
В октябре он выдвинул идею о «справедливой цене» на российскую нефть, определив ее в 20-25 долларов за баррель. И пообещал, что в случае своего президентства прибыль от продажи «черного золота» направит на «крупные инвестиционные проекты» - автомагистрали, новые нефте- и газопроводы. Такая политика, по его мнению, должна способствовать снижению мировых цен на энергоносители.
На первый взгляд, такое заявление звучит красиво, можно даже сказать – солидно и по совести. Только вот смысл, стоящий за словами, говорит о том, что «здесь что-то не так». По сути, Касьянов предложил увеличить экспорт нефти и газа, да еще при этом резко снизить цены. А прибыль от государственной сделки возвращать в топливную отрасль – чтобы больше, лучше и, вероятнее, почти задаром снабжать энергетическим сырьем другие страны. Прямо-таки какое-то вредительство для страны и будущих поколений, да еще выдаваемое за «эффективную политику».
Инициатива такой черно-голубой «халявы» должна, конечно, порадовать Зарубежье. Однако мировая либеральная общественность, представителем которой Касьянов пытается себя позиционировать, после таких заявлений просто не может не сделать принципиальных выводов. Как, например, может настоящий либерал самовольно «устанавливать» цены, отвергая рыночные механизмы? Список подобных «антилиберальных» примеров можно продолжить.
Стиль «дважды два - пять», похоже, вообще приглянулся Касьянову. Сегодня издание «Газета» опубликовала материал, в котором говорится об особом внимании нового канцлера ФРГ к начинающему политику. Если верить печатному слову, «единственным, кто удостоился беседы с канцлером с глазу на глаз, был экс-премьер Михаил Касьянов». В качестве «эксклюзива» «Газета» процитировала «избранника» первого лица Германии: «Канцлер сказала мне, что в курсе моих планов, и они вызывают у нее одобрение. Она предложила продолжить разговор в Германии, и я согласился».
Складывается впечатление, что Ангела Меркель от имени своей страны якобы публично поддержала Михаила Касьянова в его президентских намерениях, а также «дала понять» России, что уже начинает с ним теневые переговоры. Именно такая идея после мимолетного прочтения должна остаться у аудитории «Газеты», а также других СМИ, подхвативших эту версию. Однако читатели, более-менее просвещенные в основах дипломатии, увидели в этом пиаре серьезные несостыковки. Получилось опять по-касьяновски: «дважды два – пять».
Что же оказалось «не так» в этой публикации? В эксклюзивном интервью Интернет-изданию «Электорат. Инфо» политолог Дмитрий Орлов расставил точки над «i»:
Если какие-то договоренности между Меркель и Касьяновым были бы достигнуты, то заявление об этом сделала бы сама Меркель, или бы соответствующую информацию распространило Ведомство Федерального канцлера. Я думая, что здесь следует говорить о позиции сасого Касьянова, который заинтересован в том, чтобы быть поддержанным крупнейшими западными державами.
Вообще все было достаточно традиционно. Когда лидеры какого-либо государства приезжают в другую страну, встречается не только с властью, но и с оппозицией. Причем, не обязательно со статусными людьми, котоые могут в дальнейшем могут претендовать на крупные государственные посты. Встечаются, выясняют позиции, обмениваются мнениями. Из того, что Меркель встречалась с Касьяновым и беседовала с ним ровным счетом ничего не следует.
Если бы Меркель делала бы хоть минимально серьезные ставки на Касьянова, то Ведомство Федерального канцлера обязательно бы об этом сообщило в дипломатически допустимой форме. Появилось бы соответствующее заявление – пусть даже очень скупое. И сама Ангела Меркель сказала бы хотя бы несколько слов об экс-премьере. Скажем, что считает его надежным партнером в переговорах.
Например, когда Меркель была всего лишь лидером ХДС, после встречи с ней Путин делал такие заявления в ее адрес. И это - при теплых личных отношениях российского президента со Шредером. В данном случае таких заявлений не последовало. Они были только со стороны Касьянова. Не буду строить догадки, скажу только, что такая выгодная для него информация была озвучена только им самим.
Ярослава Крестовская