Статьи

"Один буйный – другому буйному". Лимонов поздравил Березовского

23 января 2006 17:54
У Бориса Абрамовича Березовского сегодня – день рождения. Не сказать, чтобы это было событие мирового масштаба, но в то же время и совсем не обратить внимание на него нельзя. По крайней мере, тем, кто питается крохами с барского стола, приходится проявлять чудеса изобретательности и поздравлять обожаемого патрона. А то ведь крохи вполне могут перестать сыпаться  – они хоть и крохи, но вполне подотчетные.  Известно, что именинник, несмотря на крайнюю неразборчивость в связях, щедростью отнюдь не отличается. Правда, и клиенты его – люди непривередливые. Едва ли не каждый второй из них мог бы повесить себе на грудь запрещенный рекламный плакат сети магазинов «Эльдорадо». Ну, тот самый, знаменитый, с пылесосом. Который сосет пыль за копейки.


Эдуард Лимонов, конечно, не из таких. Он себе цену знает. «Настоящих буйных нас – мало. По нескольку на эпоху», - сообщает он Борису Абрамовичу на страницах газеты «Коммерсант». – «Пусть они там посинеют от злобы в Кремле, я вас поздравляю, Борис!»


Видный деятель пера и по совместительству фюрер НБП, как обычно, выдает желаемое за действительное. От того, что он поздравил своего покровителя и спонсора с днем рождения, никто от злобы не посинеет. Разве что сам покровитель, которого походя обозвали «буйным». Но и это вряд ли – за годы тесного сотрудничества между БАБом и Эдичкой олигарх должен был уже привыкнуть к скандальным выходкам последнего.

Присматриваться к НБП Березовский начал давно, еще в ту пору, когда Эдуард Вениаминович отбывал срок в колонии строгого режима по статье  222 УК РФ («незаконное приобретение, хранение, перевозка огнестрельного оружия и боеприпасов»). У руля национал-большевистской партии стоял тогда и.о. Лимонова Анатолий Тишин, добившийся определенных успехов в деле превращения аморфной тусовки юнцов-интеллектуалов в боеспособную организацию, ориентирующуюся в основном на акции прямого действия. Проект «приручения» НБП курировал известный политолог Станислав Белковский, тесно сотрудничавший с Борисом Абрамовичем в рамках многочисленных политических, информационных и бизнес-проектов. Когда Эдуарда Лимонова выпустили из тюрьмы, Белковский принял в нем самое деятельное участие. Доходило до трогательных мелочей: так, например, прямой мобильный номер фюрера НБП (начинающийся с цифр 774…) был раньше одним из телефонных номеров Станислава Белковского.

С появлением нового спонсора в лице Бориса Абрамовича дела НБП пошли в гору. Появились деньги для обустройства бункера, расширения сети распространения «Лимонки», проведения новых акций прямого действия. Для самих национал-большевиков источник новых доходов тайной, судя по всему, не являлся. Во всяком случае, для самых проницательных из них. Как признавался в октябре 2004 г. в интервью  Порталу Социал-демократической партии бывший активист НБП, а ныне  руководитель отдела спецпроектов в молодежном движении «За Родину!», Олег Бондаренко «Любая политическая партия нуждается в финансировании, чтобы поддерживать градус своего влияния в обществе... я в курсе этой кухни со стороны КПРФ: тут это Березовский и ЮКОС. НБП тоже отчасти существует на деньги "Березы".

Судя по всему, тот факт, что партия финансируется из кармана одиозного олигарха не очень расстраивал революционеров из НБП, одним из лозунгов которых было «Ешь богатых!». До тех самых пор, пока по указке из Лондона (сам Борис Абрамович к тому моменту уже покинул негостеприимное отечество и получил политическое убежище на берегах Туманного Альбиона) фюрер НБП и его верный соратник Владимир Линдерман не принялись убеждать нацболов, что они должны – да что там, просто обязаны! – поддержать Михаила Касьянова, больше известного под кличкой «Миша Два процента». Национал-большевики возмутились – ведь именно в Мишу Два процента еще в свою бытность премьером революционерка-нацболка Наталья Чернова с криком «Касьянов, выборы – это фарс!», кинула тухлым яйцом. Недовольные новыми веяниями национал-большевики посчитали, что теперь лозунг дня должен звучать как «Выборы Касьянова – это фарс!», а яйцами надо кидаться не в добродушного Михаила Михайловича, а в спонсоров и политтехнологов, которые собираются использовать НБП в качестве ударного отряда оранжевой революции. В партии возник раскол, диссидентское движение «НБП без Лимонова» перетягивало на свою сторону все новые региональные отделения... Сторонников нового курса стали презрительно именовать «линдермонами». Влияние Лимонова на внутрипартийные дела несколько ослабло, а вместе с ним начал потихоньку истончаться и ручеек финансирования...

Говорят, что нынче Борис Абрамович тратит на проект под названием НБП не более 10 тысяч долларов в месяц. Учитывая то, что некоторая часть этой суммы, скорее всего, уходит на личные нужды самого фюрера и его новой пассии, партия в буквальном смысле слова перебивается с хлеба на воду. Не удивительно, что у НБП не нашлось денег, чтобы обеспечить адвокатами всех своих активистов, обвинявшихся в захвате общественной приемной администрации президента...

Не хотелось бы верить, что Эдуард Лимонов всерьез надеется улучшить финансовое положение своей партии с помощью таких дешевых приемов, как поздравление благодетеля с днем рождения. Уж он-то, как профессиональный писатель, знаток человеческих душ, должен прекрасно знать, что сентиментальность не относится к числу многочисленных недостатков Бориса Абрамовича Березовского. 

Степан Королев

Петр Дерябин