Такое заявление сделал заместитель руководителя Администрации Президента Владислав Сурков на презентации книги известного журналиста и политолога, редактора отдела политики «Русского журнала» Алексея Чадаева «Путин. Его идеология», предисловие к которой написал мэтр отечественной политологии Глеб Павловский. Это первое в своем роде исследование представил общественности в четверг вечером Политический департамент ЦИК «Единой России».
Сам автор сообщил журналистам, что его книга рассчитана, в первую очередь, на политологов и тех, кто серьезно изучает политологию. «Я исследовал идеологическую доктрину Путина на основе его посланий Федеральному собранию 2004 и 2005 годов»,- сказал Алексей Чадаев. – А, говоря научным языком, постарался дешифровать роль субъекта власти по совокупности его публичных выступлений. И сделал это для того, чтобы показать, какие формулы целей и ценностей находятся за формулами задач и средств».
Владислав Сурков не только успел прочитать исследование Чадаева, но и составить о нем собственное мнение. Прежде всего, заместитель главы президентской Администрации уверен, что книга «Путин. Его идеология» вызовет и споры, и дискуссии, и самые различные оценки, поскольку речь идет не о публицистике, а о комплексном политологическом исследовании. «Я считаю книгу Чадаева очень своевременной, поскольку эта одна из немногих серьезных попыток анализа современного политического устройства России,- заявил Владислав Сурков на презентации. – Автору удалось и серьезно, и глубоко ответить на многие глупенькие и ехидненькие вопросы типа такого: как может помочь борьбе с терроризмом введение пропорциональной системы выборов в Госдуму, новая процедура наделения полномочиями глав регионов и создание Общественной палаты? Автор книги, мнение которого я разделяю, обосновал, что терроризм вызван слабостью и незрелостью институтов гражданского общества. Именно на укрепление этих институтов и направлены известные реформы 13 сентября. Там, где есть системная угроза, а терроризм, безусловно, является такой угрозой, необходимо отвечать системными же решениями, а не отдельными настройками отдельных направлений».
Присутствовавшие на презентации книги Чадаева спросили у господина Суркова, удалось ли, по его мнению, автору определить основные характеристики публичной политики Путина. «По-моему, удалось,- ответил он. – Четко выделено три категории. Во-первых, это демократия как способ развития свободной личности. Во-вторых, суверенитет как способ развития свободной нации. Ну и, наконец, материальное благополучие как социально-экономическое измерение этих свобод».
«Книга Алексея Чадаева – не пропагандистский манифест, а серьезное научное исследование, рассчитанное на вдумчивого читателя,» - сказал «Электорату.Инфо» присутствовавший на презентации секретарь президиума Генсовета «Единой России», депутат Госдумы Вячеслав Володин. – Автор правильно сделал, что дал в приложении к своему труду тесты президентских посланий Федеральному Собранию и предложил свое осмысление их структуры. Многие тезисы книги, уверен, вызовут споры не только среди политологов и политиков, но и привлекут внимание всех граждан, не равнодушных к будущему России. Скажем, следующий фрагмент из книги Чадаева: «"Задача Путина – создание такой системы, в рамках которой русский народ сам сможет решать вопрос о власти. Решение этого вопроса может и не включать в себя сменяемость власти любой ценой каждые четыре года или ротацию партий у власти и в оппозиции. Но принципиально, чтобы в решении участвовало и согласилось с его результатами большинство граждан. И воля этого большинства была бы главным и единственным основанием политического режима, безотносительно любой внешней легитимизации, прохождения тестов на "соответствие стандартам" и т.п. В этом формула демократического суверенитета… Построение реального суверенитета и построение реальной демократии – это две стороны одной и той же задачи. Одна из них относится к защите политической системы от вызовов извне, а другая – изнутри.» В целом же я согласен с Сурковым: чем больше у нас будет подобных волнующих общественную мысль серьезных книг, тем лучше».
А вот что высказал по поводу книги Чадаева Глеб Павловский: «Изучение политического опыта Путина, на мой взгляд, интересней, чем анализ нападок на его личность. Хорошо, что начинается изучение идеологии президента – причем не только в гуманитарном, но и в инженерном плане. Возьмем, к примеру, своеобразный подход Путина к демократии для народа с постоянно повторяемым приоритетом «комфортных условий». Алексей Чадаев первым серьезно предпринял попытку разобраться в этой идее комфортного для населения суверенитета, которая заставляет вспомнить и «биовласть» Мишеля Фуко, и «социум власти» Михаила Гефтера. В целом же, книга «Путин. Его идеология» будет полезна даже не столько для теоретиков, сколько для подготовки новых кадров к государственной политической работе».
Андрей Юрьев.