Пресс-конференция лидера СПС Никиты Белых, прошедшая в сверхдемократичном он-лайн режиме, вызвала много вопросов к молодому руководителю. В целом все остались довольны, хотя на некоторые вопросы Никита Юрьевич так и не смог ответить. Например, обошёл стороной вопрос о финансировании партии. А рассказать было о чём. Например, с какого перепугу "Союз правых сил" получал спонсорскую помощь от партии "Демократический выбор России"? Сумма не очень большая, всего лишь чуть более полумиллиона рублей, но сам факт столь щедрой дружеской поддержки интересен. Впрочем, было это, если верить финансовым отчётам СПС, два года назад и Никита Белых по молодости лет мог этого и не знать.
Ушёл от ответа на вопрос о том, "Почему питерское отделение СПС не хочет входить в "Петербургское гражданское сопротивление", объединяющее практически все значимые политические силы в северной столице?". Как выяснилось, о существовании такой организации не знает не только лидер "правых сил", но даже руководитель службы общественных связей СПС Денис Терехов. Но если рядовому пресс-секретарю можно простить незнание вопросов, определяющих позицию партии в отношении союзников, то для лидера СПС подобная неосведомлённость может встать слишком дорого, поскольку на кону стоит объединение двух демократических партий - "Союза правых сил" и "Яблока".
"Петербургское гражданское сопротивление" появилось в северной столице, как филиал "Объединённого гражданского фронта" Гарри Каспарова, поэтому у новой организации поначалу возникли трудности с потенциальными союзниками. И в первую очередь в "Яблоком". Особой любви к Гарри Каспарову, переквалифицировавшегося из шахматиста в политика, руководитель питерских "яблочников" Максим Резник не испытывал. "С моей точки зрения, Каспаров и Рыжков являются олигархическим проектом. За ними стоят Невзлин, Березовский, Гусинский, - открыто заявлял "яблочник" в апреле 2005 года - Проект Каспарова и Рыжкова имеет мародерскую составляющую. По всей видимости, попытка будет заключаться в том, чтобы перекупить людей у СПС и Яблока. Этот мародерский проект может либо состояться, либо нет", - добавил Максим Резник.
Однако когда петербургское отделение ОГФ возглавила близкая знакомая Резника Ольга Курносова, тот резко переменил свою отношение к Каспарову: "ОГФ и ПГС будут дополнять друг друга в Петербурге. У меня нет сомнений, что многие члены "Яблока" будут состоять в ОГФ", - заявил Максим Резник. Вскоре, по рекомендации того же Резника, в ПГС вошло НБП, АКМ, анархисты. Вскоре, Ольга Курносова заручилась поддержкой всех партий, относящихся к лагерю российской оппозиции. Исключение составили только "республиканцы" Владимира Рыжкова, которым Максим Резник не смог простить мародёрство и близость к олигархам, и "Союз правых сил".
Как заверяют и работающие в СПС, и служащие "Яблока" - у них не наблюдается никакой личной вражды, а все разногласия определяются исключительно политической составляющей. «Я неплохо знаю Станислава Еремеева (лидер питерского СПС - прим. авт.), у нас есть опыт совместной работы в совете избирательного блока «СПС+Яблоко», и у меня остались об этой работе самые хорошие воспоминания. Но вопросы межпартийного сотрудничества определяет не только и не столько личные отношения, но политические позиции. Позиция же СПС сегодня мне остается непонятной", - объяснял Максим Резник причины разногласий, недоумевая, как можно быть "конструктивной оппозицией", имея в виду СПС, авторитарному режиму". С ним соглашался и член политсовета петербургского отделения Национал-большевистской партии Андрей Песоцкий, говоря о том, что "НБП с 2002 года выступает за объединение оппозиционных сил и готово поддержать эту инициативу на федеральном уровне", лично ему "в оппозиционном совете не хотелось бы видеть марионеточные партии и организации-обманки, созданные для того, чтобы отнять голоса у оппозиции".
Рост политических разногласий между СПС и "Яблоком" привёл к тому, что Максим Резник в интервью газете "Лимонка" однозначно заявил: "С моей точки зрения разговоры об объединении "Яблока" и СПС ведут те, кто не ориентируются в сегодняшнем дне, либо безнадежно глупы. Объединяться должны те силы, которые работают на то, чтобы восстановить контроль граждан над властью - чрез суды, через парламент, через независимые СМИ, а те, кто сегодня пребывают в каком-то невнятном состоянии, не могут считаться участниками такой коалиции". "Что касается ряда "Явлинский-Гайдар-Чубайс", то всю историю партии "Яблоко" пронизывает нежелание быть в этом ряду. Нас всегда пытались душить в объятьях вот этих чубайсов", - со всей своей либеральной прямотой заявлял М. Резник.
Само собой, что руководство городского СПС не осталось в долгу, рассказав всё, что думает по поводу своих "коллег-конкурентов". "Мы со многими сотрудничаем двусторонне, и вы знаете, что у нас неплохие отношения с "Яблоком" в Законодательном собрании Санкт-Петербурга, мы участвуем в совместных акциях, но - Петербургское отделение СПС никогда не будет входить в какие-либо коалиции с НБП и ряд "левых" маргинальных структур", - разъяснил позицию питерского отделения "Союза правых сил" пресс-секретарь организации Иосиф Скаковский. Вместе с тем, он выразил сожаление, что более чем тесные контакты НБП и "Яблока" в Питере, стали предметом для обвинений всего демократического движения в сотрудничестве профашисткой партией. Особенно сильно это проявилось в период выборов в Московскую городскую думу осенью прошлого года, что вынудило даже И. Скаковского обратиться с Открытым письмом к "председателю Федерального Политсовета совета партии «Союз правых сил» Никите Белых и "коллегам по демократическому движению конца 80-х – начала 90-х годов – членам партии "Яблоко", в котором выразил свои опасения насчёт последствий сотрудничества с такими организациями как "Национал-большевисткая партия" Эдуарда Лимонова.
"Все положительные примеры политической тактики Эдуард Лимонов черпает из истории одной партии – партии большевиков, о чём он неоднократно говорит в своём интервью. И вот после всего этого мы слышим от руководителя федеральной пресс-службы «Яблока» что-то вроде: «В Москве мы сотрудничаем с СПС, а в Петербурге с НБП… Одно другому не мешает».
Вся беда в том, что, по моему мнению, по мнению моих друзей, очень даже мешает. И нам очень трудно поверить, что позицию своего регионального руководства разделяют члены «Яблока», знакомые нам по совместному участию в демократическом движении конца 80-х – начала 90-х годов. Хотелось бы спросить у них: «Вы тоже вместе с Максимом Резником боретесь за те же цели, что и «национал-большевики»?, - пишет Иосиф Скаковский в своём письме. - 7 ноября в нашем городе, как и в других городах России, состоялось коммунистическое шествие. Правда, питерские коммунисты разделились, наиболее экстремистская их часть решила митинговать отдельно от КПРФ. К этой части примкнули питерские лимоновцы. Что же скандировали демонстранты? Всё то же бессмертное: «Завершим реформы так: Сталин, Берия, ГУЛАГ». Ну и портретики соответствующие над колонной: Ленин, Сталин, Брежнев, Берия, Мао Цзе Дун и Ким Ир Сен. А на Марсовом поле, где должен был состояться митинг, красную колонну поджидал всё тот же депутат Государственной Думы от «Яблока» господин Попов, поджидал, чтобы, поприветствовав собравшихся, сказать: «У «Яблока» с РКРП есть напряжённые отношения, но никогда они не препятствовали нашим, а мы не препятствовали их действиям».
То есть, мы не будем мешать радикальным коммунистам создавать их ГУЛАГ, а они пусть не препятствуют нам строить свою демократию. Мне себе этот архитектурный ансамбль представить невозможно, у господина Попова, по-видимому, получается. А в это время своя красная колонна двигалась по Москве, и в ней, как и в Петербурге, заметное место занимали представители НБП на сей раз во главе с их лидером Э. Лимоновым. Вот как описывает эту картину газета «Коммерсант»: «Лидер нацболов Эдуард Лимонов улыбался, а молодёжь громко скандировала: «Россия без Путина!», «Россия – всё, остальное – ничто!», «Кремль будет русским!»… Я бы хотел спросить: чем эти лозунги принципиально отличаются от тех, с которыми шагами по Москве 4 ноября националисты? И долго ли господин Попов будет под объективами телекамер перебегать из одной колонны в другую? Вы, Никита Юрьевич, выступая на совместной пресс-конференции с господином Явлинским, сказали, что Вас не пугает сотрудничество «Яблока» с НБП. Вы, действительно готовы сидеть за одним столом с людьми, шагающими под речёвку: «Сталин, Берия, Гулаг»?, - задаёт прямой вопрос лидеру партии Иосиф Скаковский.
В тот раз Никита Юрьевич опять ничего не сказал. Да и на пресс-конференции, как оказалось, был очень доволен тем, что происходит в питерском отделении партии, которое он и собирается навестить на следующей неделе. Быть может тогда мы услышим от лидера "правых" что-то более конкретное. В том числе и в отношении так нызваемых союзников, использующих любую возможность, чтобы облить грязью своих соседей по демократическому движению. "Мне жаль, что петербургский СПС движется в русле кремлевской политики", - заявляла лидер ОГФ и ПГС Ольга Курносова. - СПС реально ничего не делает в Петербурге, и критиковать тех, кто как-то действует, - это слабая позиция", - сказала она, комментируя то самое открытое письмо И. Скаковского.
И вот здесь хотелось бы обратить внимание на одну немаловажную деталь - во всех разногласиях между оппозиционными партиями так или иначе оказывается замешанным НБП. До сих пор не может прийти к конструктивному сотрудничеству молодёжь из СКМ и АКМ по той простой причине, что ребята Сергея Удальцова симпатизируют нацболам, которые, в свою очередь, постоянно обвиняют КПРФ и её молодёжное отделение СКМ в трусости, соглашательстве и т.п. Не будь НБП в Санкт-Петерубрге - наверняка не было бы никакого конфликта между достаточно близкими по идеологии партиями.
Единственное, что надо признать - НБП удалось сколотить действительно боевую организацию, активисты которой способны придать живость любому митингу. И многие оппозиционные партии любят приглашать на свои мероприятия нацболов, рассчитывая на то, что последние обеспечат им хорошую картинку. Разумеется, что функционеры НБП прекрасно понимают для чего они нужны и, соответственно, выдвигают свои условия. В итоге, все разногласия между партиями сводятся к простой формуле: "Ах, вы против Лимонова?! Значит вы за Путина!". На том и ограничивается стратегия, тактика и идеология российской оппозиции.
Михаил Берлянд