Статьи

Максим Дианов: «Угадайки не будет. Есть две попытки серьезных проверок»

27 июля 2006 12:07

Эксперты продолжают комментировать необычное партийное слияние - объединение «Родины» и партии Жизни. Свою точку зрения «Электорату. Инфо» высказал генеральный директор Института региональных проблем Максим Дианов.

Максим Дианов, генеральный директор Института региональных проблем:

- Чем вызван такой неожиданный союз и каковы его перспективы?

- Наступило время, когда партии полупроходного типа, которые не добирают до 7% или начинают понимать, что они непроходные, решают объединяться. И вот партии такой социальной направленности – центристские, умеренно или неумеренно патриотические – поняли, что в одиночку они не пройдут. Собственно, подобные союзы ожидались практически всеми экспертами. Это естественное политтехнологическое действие.

Перечень политических субъектов, наметивших объединение, известен: партия Жизни, Аграрная партия, партия пенсионеров, партия «Родина». Да и остальные, которые еще меньше (например - партия Социальной справедливости) вполне могли бы стать как добавки. Любое объединение из числа этих партий уже автоматически способно дать 5-6%, а при определенной работе и все 7%.

Собственно, первое объединение произошло. Но тут еще надо посмотреть, как оно будет дальше работать. В принципе, есть две попытки серьезных проверок: октябрьские и мартовские выборы в регионах. В них будут участвовать около 30 субъектов федерации, а это – почти 40% страны по количеству регионов. Только тогда будет видно, насколько дееспособны такие союзы.

Вполне возможно, что если результаты окажутся выше, чем ожидалось по отдельности, Аграрная партия и партия пенсионеров попытаются тоже добиться какого-то союза. Да и вообще это станет некой отмашкой для всех – создавать проходные или полупроходные блоки.

- Но электорат-то разный…

- Вот именно. Если бы электорат был одинаковый, может, это было бы и не так хорошо, потому что объединялось бы то, что в общем-то есть. Например, чего добиваются правые партии? Чтобы просто собрать те 12% голосов, которые достаются разным структурам. Там в принципе есть один и тот же электорат, который голосует за разных.

В случае с «Родиной» и партией Жизни ситуация немного другая. В общем смысле, партию Миронова можно назвать партией социальной справедливости или партией социального направления. «Родина» - в меньшей степени партия социальная, потому что у нее уж больно радикальные способы, которые она предлагает для решения социальных проблем. Поэтому, естественно, электорат у объединяемых партий несовпадающий.

Но имеется достаточно много времени – почти полтора года – чтобы этот электорат вынести на какую-то единую программу. Идеологически и политтехнологически это возможно. Как это будет на практике – покажут октябрьские и мартовские попытки.

Надо посмотреть, насколько удастся политтехнологам этих партий объединить избирателей. Или же электорат окажется настолько несобирабельным, что дальнейшее объединение вообще не будет иметь никакого смысла. Те, кто голосует за партию Жизни, но не любят способы социальной справедливости, которых добивается Родина, просто уйдут. И суммарно голосов может оказаться даже меньше, чем при арифметическом сложении.

- Какой, на Ваш взгляд, будет новая партия?

- Думаю, это будет что-то социальное. Вопрос в том, смогут ли они партию Жизни сделать патриотической, или, наоборот, «Родину» сделать социальной. Все это будет пробоваться. Если бы объединение делалось в июле следующего года, то это была бы просто угадайка. Сейчас же есть возможности при необходимости скорректировать ситуацию. И таких попыток предоставляется две.

- А по бренду кто кого «скушает»?

- Если исходить из тяжеловесности политиков, то – Миронов. Только из этого никогда не исходят. Выбирают то, что более выгоднее и раскрученнее. Пока больше раскручена «Родина», но у партии Жизни больше административных и финансовых возможностей.

- Много ли региональных лидеров могут лишиться своих постов?

- Все зависит от мастерства самих лидеров. Если они смогут привлечь ресурсы – административные, финансовые – значит, молодцы.

- У «Родины» больше региональных структур, чем в партии Жизни?

- Вот уж не скажите. Структур, как раз, примерно одинаково. Но ситуация осложняется, если эти структуры в одних и тех же регионах. Тогда необходимо проводить тяжелую работу, чтобы их объединить. Конечно, нужно смотреть по ситуации – может, там есть личностные противоречия, а может и дружба. В одном случае нужно сглаживать острые углы, в другом – поощрять сотрудничество.

- На Ваш взгляд, какова будет судьба Дмитрия Рогозина?

- Это надо спрашивать у «Родины». Он пошел в личном качестве сейчас Украиной заниматься, борьбой за русскоязычное население – ну и пусть занимается. Польза от этого будет хоть какая-нибудь.

- Что будет с националистически настроенными «родинцами»?

- Смотря что иметь в виду – партийцев или избирателей. С партийными структурами всегда договориться можно, а вот с электоратом нет. Поэтому вопрос в том, какие пряники предложит Миронов.

Националисты могут вообще не входить ни в какие партии, они – самодостаточны. Обычно у них есть узкая программа. У партий социальной направленности, как правило, программа широкая. Даже более широкая, чем у либералов или центристов.

Что касается возможностей использовать социальный протест, то их очень много. А вот возможности эксплуатировать националистические или псевдопатриотические настроения и идеи достаточно узки. Такой электорат известен. Он, конечно, суммарно превышает 7%, но им очень тяжело управлять без яркого партийного лидера национальной окраски.

- Миронов на это не тянет?

- Как патриот? Нет, конечно. Может быть, Миронову нужно изменить имидж. За год это сделать реально.

- На Ваш взгляд, если Рогозину не найдется места в новой партии, к кому он может примкнуть? Например, может ли он создать альянс с Касьяновым?

- Понятия не имею. Может быть все, что угодно.

Петр Дерябин
Популярное