Скандальный эфир крупнейшей столичной радиостанции с господином Геращенко показал, что бывший председатель Центробанка виртуозно владеет всей глубиной великого и могучего, вплоть до самых его отнюдь не литературных низов.
Лингвистические низы в исполнении бывшего главного банкира страны прозвучали мощно и бескомпромиссно. Кажется, что и низы общества, где подобные выражения с успехом заменяют половину словарного запаса, тоже остались довольны прозвучавшими откровениями. Не знаю, сыграли тут роль многочисленные просьбы трудящихся или просто бескорыстная любовь редакции «Эха» к ненормативной лексике, но этот эфир был повторен еще раз, а его полная стенограмма выложена на сайте радиокомпании. Поэтому я от цитирования геращенковских перлов, пожалуй, воздержусь, обратив внимание на другую сторону вопроса.
К нам поступило множество откликов на эту передачу от совсем не восторженных слушателей. Вот характерная оценка, данная Антониной Викторовной Бастрыкиной, преподавателем РГСУ:
- Честно говоря, до сих пор не могу поверить, что Виктор Геращенко позволил себе нецензурную брань в эфире. Конечно, сложно найти человека, который бы не использовал в своей речи нецензурные выражения, особенно когда он находится в состоянии экспрессии. Но насколько я знаю Геращенко, он всегда контролирует свою речь и если уж так случилось, то, вероятно, он был просто «под шофе». Но не это главное. Вот мы постоянно ругаем молодёжь за то, что они позволяют себе нецензурную брань и т.д. А получается, что взрослые сами, своими действиями только укрепляют уверенность молодёжи в том, что нецензурщина - это нормально.
Я не знаю, были ли ещё подобные прецеденты в эфире этой радиостанции, но предполагаю, что таким образом руководство "Эха Москвы" привлекает внимание аудитории. Но согласитесь, что поднимать свой рейтинг можно не только скандальными заявлениями, но и за счёт выдачи интересной, полезной информации. Должно ли государство как-то вмешиваться в эту ситуацию? Не уверена, что стоит усиливать контроль за эфирной деятельностью СМИ. Но при этом нельзя проходить мимо подобных ситуаций Эти проблемы должны обсуждаться и получать свою оценку.
Так вот, давайте и мы оценим происшедшее объективно и без предубежденности. Согласен, что у определенной части нашего общества существуют, мягко говоря, не вполне обычные потребности, которые государство если и не запрещает, то, по крайней мере, старается законодательно ограничить. Например, продажа специфических журнальчиков для известно чем озабоченных сограждан жестко регламентирована и разрешена исключительно по секс-шопам и стрип-клубам. Реклама так называемых «массажных салонов» и «услуг по вызову» так же недопустима в серьезных изданиях. Причем в данном случае роль ограничителя играет не столько даже закон, сколько внутренние тормоза издателя, не желающего терять свое приличное лицо и своих приличных читателей.
Как видим, подобные соображения не слишком заботят руководство «Эха Москвы». Так может быть им стоит подумать о кардинальной смене имиджа и политики вещания? В самом деле, ведь каким бешеным успехом станут пользоваться программы этой радиостанции, если в прямом эфире известные политики и общественные деятели станут обсуждать важнейшие проблемы российского общества по методу господина Геращенко! Да ещё с участием в качестве ведущего известного шоумена Романа Трахтенберга, который, как известно матом не ругается - он на нем разговаривает. А если еще все это совместить с телеэфиром, где в процессе дискуссии участники будут постепенно обнажаться под веселый матерок ведущего, то рейтинги вообще взовьются под небеса. Тогда можно будет зарабатывать большие деньги на попутной рекламе все тех же стрип-клубов. Да мало ли что еще можно придумать для подъема рейтинга и пополнения бюджета, если отбросить опостылевшие условности.
Правда тогда будет необходимо перерегистрировать радиостанцию в новом качестве, оборудовать стационарные места прослушивания и просматривания столь животрепещущих программ. Думаю, что места для комфортного восприятия программ «Эха Москвы» в измененном формате охотно предоставят все те же секс-шопы и «массажные салоны»,где всем алчущим и страждущим будет обеспечен максимум сопутствующих услуг. Ну а дополнительные налоговые вычеты в госбюджет от подобной деятельности «Эха» будут несомненно встречены в министерстве финансов с чувством глубокого удовлетворения.
А если серьезно, то у меня всего лишь два вопроса к Федеральному Агентству по печати и средствам массовой информации, которое выдает лицензии на вещание и обязано контролировать СМИ на предмет нарушений законодательства и нравственных норм. Первое: когда случившее получит официальную оценку и какие санкции будут применены к «Эху Москвы»? Второе: до каких пор эта радиостанция будет получать государственное финансирование?
Дело в том, что «Эхо Москвы» получает гранты от ФАП на выпуск двух программ. Одна из них - передача «Родительское собрание», которая в формате круглого стола, посвящена проблемам воспитания и духовного развития детей и подростков. Или, к примеру, «Детская площадка», где в студию прямого эфира приходят детские писатели, поэты и композиторы, представители издательств, режиссеры детских театров.
Эти передачи рассчитаны на семейное прослушивание, родителей вместе с детьми. Соответственно дети и подростки воспринимают эту радиостанцию, как сугубо позитивную и одобряемую родителями. Как подростки реагировали на стиль речи известного политика и бывшего министра - наверное никому объяснять не надо. Нас же прежде всего интересует, как отреагирует глава ФАП господин Сеславинский, в приемной которого нам сообщили, что «вопрос находится в стадии обсуждения».
Так что точки над i пока ставить рано.
Роман Светлов.