Акт подписания Антикоррупционного соглашения, которого с некоторым недоумением дожидались в околополитическом пространстве, наконец-то возымел место быть. Некоторую знаковость задало также место совершения процедуры – Государственная Дума. Коммунисты принимали заклятых партнеров на своей легитимной площадке, а для правых здесь горькая тяжесть утраты с весьма призрачной надеждой возврата. И то лишь для «Яблока». СПС ввиду полной избирательной безнадеги взял, как известно, тайм-аут аж до 12-го года.
Под документом 25 подписей. Похоже, еще накануне коммунисты сомневались, сложится ли качественная массовка. Количественно Геннадий Андреевич намеревается расширить число подписантов, в том числе личностных. Но вес придают не личности в данном случае, а межпартийный консенсус. А где они, партии? Поэтому еще вчера на формирования правых расчет был неявный, предположительный, а они неожиданно явились оба два. То-то радости! Если память не изменяет, только однажды коммунисты и «яблочники» подписывались вместе. Под петицией об отставке президента Ельцина.
«Яблоко», впрочем, и на сей раз в своем закругло-колобковом репертуаре - и от дедушки ушел, и от бабушки. Подписание от имени только столичной организации. Ее руководитель Сергей Митрохин отговорился какими-то «техническими причинами», но нисколько не сомневается, что в ближайшее время документ будет ратифицирован всей партией. Что-то слабо верится. Очень на заигрывание с «Другой Россией» смахивает.
Итак, правые явились. На первый взгляд, они здорово выручили товарища Зюганова из очевидной малопартийной конфузии, а на самом деле – лишь усугубили ее.
Как не всем еще забылось, весной директор Института проблем глобализации и руководитель стратегического совета Контролигархического фронта Борис Кагарлицкий наделал много шума своим докладом «Штормовое предупреждение». Коррупция в политических партиях». Где автор впервые вывел «рейтинг продажности» российских партий-долгожительниц по десятибалльной шкале. Там собрано все: сомнительные расходы избирательных бюджетов, партийная коммерция, проплаченный лоббизм, торговля депутатскими мандатами и еще много чего. Места в рейтинге распределились следующим образом - КПРФ, «Яблоко», СПС, «Родина».
Взрыв возмущения коммунистов был, как все хорошо помнят, велик. Во всех мыслимых и немыслимых грехах обвинили партию «Единая Россия», дело кончилось громким судебным разбирательством в Саратовском суде и впечатляющим штрафом коммунисту Рашкину - за подрыв деловой репутации вице-спикера Государственной думы от «Единой России» Вячеслава Володина.
Ну, казалось бы, и все. Чего же сызнова шаткий забор городить? Так ведь объединяться пора. За свои просиженные за полтора десятка лет кресла в Охотном ряду товарищи хоть с чертом готовы побрататься. Хоть с нацболами, с которыми у марксистов-ленинцев день ото дня все больше общего. Закрадывается, к слову, сомнение. 25 подписей… Ну, ладно - Движение в поддержку армии. Это, как известно, думец от КПРФ Илюхин. И были ли лимоновцы? Навряд ли, если не отмечен персонально вождь. А как насчет анонсированных подписей за Агропромышленный союз? От Российской коммунистической рабочей партии? Что-то не торопятся коммунисты светить своих сторонников. Да и то правда – вдруг еще в чей партбюджет «контролигархи» нос сунут. Нет уж, от греха подальше.
И вышло в итоге, что подписантами Антикоррупционного акта публике предъявлены все те, кто и был обвинен в коррупции. За исключением «Родины», которая перестраивается на марше в… как их – в «жиропенсы»? Так с них и спроса нет, с перелицованных.
А с кого спрос есть, те вместо исковых заявлений подписывают политические: "Надежды общества на честную и ответственную власть, на законодательство, соответствующее чаяниям граждан, терпят крах, и одной из главных причин этого является всепроникающая коррупция, которая, как раковая опухоль, захватила практически все этажи государственной власти, включая правоохранительные органы, заразила экономику и политику". Какие строки чеканные, любо-дорого! Прямо тянет по-брежневски развить: энергию слов - в энергию действий…
Однако на энергию действий у нынешних партийцев, как говорится, гайка слаба. Секретарь президиума политсовета СПС Борис Надеждин взялся поучать журналистов, что это их святое право запрашивать и публиковать сведения о доходах и имуществе всех высших должностных лиц страны. А купоны, дескать, стричь найдется кому.
Геннадий Зюганов назвал коррупцию всепроникающей. Лидеру коммунистов редко удаются столь точные определения.
Михаил Вознесенский