Заказное убийство всегда отвратительно, а человеческая жизнь самоценна – стоит ли повторять азбучные истины? Стоит. Трагическая смерть Анны Политковской продолжает будоражить общественное сознание, и не будем считаться - где больше. У нас искренне состарадают хладнокровно застреленной российской женщине-матери. На Западе оплакивают непримиримого борца с нашей федеральной властью и гражданку Соединенных Штатов Америки. Не первый случай, когда внезапная кончина высвечивает не всем ведомые грани личности. И очень похоже – что не последний.
Вот об этом и речь. Доколе же безучастно наблюдать, как пули наемников выкашивают людей ярких, неординарных - хочется ли обнимать, или напротив, уклоняться от объятий с ними. Да, мы разные, и разного желаем себе и стране, и потому находимся по разные стороны … чего? Не хочется даже иносказательно думать про баррикады. Даст Бог, со временем научимся слышать друг друга. Учил же Христос возлюбить ближнего. Если вдуматься, оно и правда – ближний Лимонов всяко лучше дальнего Саакашвили. А потому оппозицию, раз уж она оказалась под прицелом, надо беречь.
Amnisty International, самая авторитетная международная правозащитная организация потребовала от российских властей и лично от президента Путина приложить «намного больше усилий для защиты и поддержки независимой журналистики и правозащитных организаций». Что может означать «намного больше»? Само собой напрашивается под защитой, возведенной в некую степень, понимать защиту физическую. Именно она гораздо действеннее любых заявлений. Словом пулю не остановить. Отсюда наиболее продуктивный способ сделать реальный шаг навстречу международной правозащитной общественности - взять под квалифицированную вооруженную охрану и круглосуточное сопровождение наиболее видных деятелей объединенной оппозиции и аффилированных с нею журналистов.
Давно пора не на словах, а на деле проявить деятельную, не казенную заботу о жизни как о высшей ценности для тех, кто ощущает себя в зоне повышенного политического риска. В конце концов, по-настоящему непримиримые в России исчисляются всего несколькими сотнями индивидуумов. На их рачительное сбережение власть не должна жалеть средств из того же Стабфонда. На высших ценностях экономить неразумно, и это лучший способ навсегда отвести нелепейшие подозрения в поощрении отстрела инакомыслящих.
По меркам российского истэблишмента персональная охрана всегда резко повышает социальный статус охраняемого в глазах окружающих. С учетом грядущих избирательных баталий дополнительная PR-поддержка может оказаться совсем не лишней. Отчасти это помогло бы решить и проблему пресловутых персональных «мигалок». Государственный спецтранспорт никто проблесковых маячков не лишит. Думается, можно было бы предложить альтернативу тем, что из принципа не желает никаких милостей из рук оппонируемого режима. Если нет желания воспользоваться охраной государственных силовых структур, можно предусмотреть возможность использованная независимых охранных структур, специально на то сертифицированных.
Возможно, такое предложение понравится далеко не всем. Кто-то поторопится усмотреть какую-то каверзу власти, желание взять оппозиционеров под колпак Большого Брата. Ну а если кто-то не хочет становиться охраняемой персоной, достаточно официально отказаться. Тогда и государство будет свободно от беспочвенных наветов. Вряд ли это разумно. Жизнь дороже секретов Полишинеля.
Олег Савицкий