Статьи

Омские выборы, как зеркало регионального сепаратизма

21 марта 2005 11:13

Термин «региональный сепаратизм», означающий дезинтеграционную местную, региональную политику по отношению к федеральному центру, ещё не звучит с высоких трибун. Пример Башкортостана пока остаётся самым ярким в российской истории последнего десятилетия. Однако ситуация в Омской области, пожалуй, начнёт новую страницу в развитии этого вопроса. Привлекательность омского опыта в том, что региональному сепаратизму местных властей потворствует… Кремль.

Представьте себе, что Вы – руководитель крупного российского региона с большим потенциалом и возможностями, который возглавляете уже добрых полтора десятка лет. За это время Вы сумели создать систему, подавляющую любые настроения, направленные против Вашей политики. Вы удалось построить потрясающий механизм, который позволяет при общей непопулярности Вас среди местного населения получать практически единогласную поддержку на выборах. Вы стали единственным человеком в регионе, от которого зависит буквально всё… ну, разве что кроме погоды. Но надо же такому случиться, у Вас объявился противник. Мало того, что ряд граждан решили вернуть к жизни предприятие, которые Вы уже собирались пустить с молотка, так они ещё и не хотят договариваться «по-хорошему», расширяя производство, создавая рабочие места, платя заработную плату… Словом, подают нехороший пример другим. И так у Вас в области всё плохо: за время вашего руководства динамика экономического развития неуклонно падает, коммунальные платежи растут, население всё явственней выражает своё недовольство. А тут ещё и новая инициатива Президента, по которой Вам запросто могут надавать по шее за плохое ведение дел. Хотя, надо признать, Ваши дела идут очень даже неплохо, а то, что народ жалуется, так он вечно недоволен, удивляться здесь нечему. Но Вам ведь от осознания этого не легче, положение становится всё более шатким и не ровён час прости-прощай мягкое губернаторское кресло. Что же делать? Возможно, хорошие экономисты посоветуют разработать программу развития, создать необходимые условия для повышения благосостояния граждан и т.п. Ход правильный, но в Вашем отношении не верный. Во-первых, результаты реализации программы будут ещё неизвестно когда, а во-вторых, данный проект может в корне разрушить собственную, с большим трудом созданную систему получения личной прибыли за счёт областных ресурсов. Поэтому, надо идти другим путём. Если что-то не получается, значит, кто-то в этом виноват. Это всё они, враги народа, мешающие области жить спокойной жизни. Следовательно, нет Вашей вины в надвигающемся экономическом крахе региона. А если врагов нет, надо их придумать – и дело в шляпе.

Как бы не хотелось верить, что эта задачка из арсенала студента ВУЗа экономического профиля, не получается. Именно такая ситуация сложилась в Омской области. Вот уже долгое время идёт война между руководством области и руководством радиозавода им. А.С. Попова. Вся вина последних заключается в том, что заводской директорат поднял практически уже рухнувшее предприятие и вывел его на передовые позиции без согласования и соответствующей санкции губернатора. Все последние годы проходят именно в таком противоборстве, когда завод вынужден бороться не только с объективными экономическими трудностями, но и с «чисто конкретными» наездами областной администрации.

Правда, если позиция заводчан в этом противостоянии понятна – они хотят отстоять своё право на труд, то позиция губернатора вызывает ряд вопросов: зачем же областному руководителю пилить сук, на котором он сидит, то бишь уничтожать динамично развивающееся предприятие, работающее на благо города? Впрочем, Великая информационная стена, поставленная вокруг Омской области, преграждает выходу за её пределы любой негативной информации о ситуации в области и действиях (бездействиях) областного и городского начальства. Но и в этой стене находятся прорехи. Предстоящие выборы городского головы и депутатов Законодательного собрания области несколько приоткрыли запертые на надёжный замок ворота информационного пространства. Этим и решили воспользоваться заводчане, чтобы донести до жителей Омска свой взгляд на ситуацию в области и возможные пути её разрешения. И ни у кого из омичей программа развития области, предложенная кандидатами в мэры города от радиозавода, не вызвала отрицательных эмоций. Ни у кого из тех, до кого заводчане смогли донести свои предложения. Остальные же слышали только то, что говорили информационные рупоры губернатора. Кстати, надо признать, что омский губернатор является всё же человеком и хорошо помнит российскую культуру. Так, фразу героя кинофильма «Кавказская пленница» «тот, кто нам мешает, тот нам и поможет» он запомнил хорошо. И не медля ни секунды начал воплощать её на практике. Буквально всё омские СМИ взорвались в едином порыве возмущения: враги народа посягают на основы демократии и пытаются сорвать выборы. Посыпались предположения, как именно «вражеские кандидаты» будут срывать выборы. Но… прошло время, а никакой грязи кандидаты от радиозавода на своих соперников не выливали. Максимум их требований состоял в том, чтобы получить… равные права с другими кандидатами на освещение своей предвыборной программы. Так что никаких даже формальных претензий со стороны избиркома или правоохранительных органов к ним предъявить было нельзя. Претензии же, организованные Прокуратурой области, также никакой критики не выдерживали.

И вот в этой ситуации губернатором Леонидом Полежаевым был придуман гениальный ход, который так бы и не стал известен широким массам, если бы не чрезмерная болтливость некоторых чиновников.

Как стало известно накануне, Леонид Полежаев был в Москве, где встречался с зам. Главы кремлёвской Администрации Владиславом Сурковым. О чём они дословно разговаривали – неизвестно. Однако по прилёту губернатора в Омск, вице-губернатор Омской области г-н Артёмов поспешил похвастаться результатами московских переговоров шефа. В кулуарных беседах Александр Васильевич рассказывал о том, что Сурков дал Полежаеву разрешение на применение самых жёстких мер (вплоть до физической расправы) по отношению к оппозиционно настроенным гражданам. Таким образом, содержание разговора можно предположить с высокой долей вероятности. Скорее всего, Леонид Константинович «пожаловался», что оппозиция совсем распоясалась и не даёт работать, да ещё и критикует правительство. И, то ли краснобайство омского губернатора сработало, то ли ещё какие факторы, но собеседники договорились к вящей воле Л. Полежаева. По итогам тех же кулуарных бесед стал известен и план дальнейших действий областной администрации, согласно которому основные репрессивные действия развернутся поле выборов, когда схлынет предвыборный ажиотаж, а федеральные СМИ обратят своё внимание на другие события. Вот тогда-то, можно будет уже по-тихому, с санкции вышестоящих органов и разобраться с возмутителями спокойствия.

Как будут проходить эти разборки – остаётся только догадываться. Если до сего дня, к руководству завода применялись достаточно жёсткие (если не сказать жестокие) меры, то можно себе представить, что начнётся сейчас.

Мог ли Сурков, в условиях падающего рейтинга Президента, дать команду на столь непопулярные меры по отношению к населению, которое поддерживает инициативы Президента, постоянно удваивает ВВП и просто желает работать, крайне сложно. Не мог и Сурков отдать такую команду потому, что после провала на Украине, Молдавии, Абхазии он предпочитает тихо отмалчиваться и не подставляться лишний раз. К тому же, если это так, то тогда придётся пересмотреть все кандидатуры, предложенные Сурковым, а ему самому такая проверка будет стоить места в Администрации. Конечно, скорее всего Артёмов выдал желаемое за действительное. Точнее, интерпретировал слова Суркова в свою пользу. А вот, что могло реально иметь место быть, так это данное Сурковым губернатору Полежаева обещание, что он предложит его кандидатуру на утверждение Президенту, но не более того. Предложить-то он предложит, но, как настоящий политик, внесет в этот список и других кандидатов, и скорее из числа тех, кто сегодня в большей степени способен вывести регион из кризиса. Безусловно Полежаев понимает, что он не будет единственным в списке, вот и старается представить в глазах Кремля своих конкурентов в самом невыгодном свете. Поэтому и предлагает уничтожить тех, кто может оказать ему конкуренцию на пост главы региона.

В своё время, такая форма борьбы с оппозицией была опробована в печально известном Башкортостане. И вот, похоже, успешно может осуществиться и в Омской области. Губернатор Леонид Полежаев в своих телевизионных выступлениях называл действия кандидатов в мэры от радиозавода не иначе как «дестабилизирующими ситуацию в регионе». Вот только забывая упомянуть, что дестабилизирует они только культ личной власти, стремясь создать ситуацию, когда руководство области или города должно быть целиком и полностью ответственно за свои деяния. Действительно, сегодня 22 кандидата от радиозавода (да и сам завод в целом) являются реальной политической силой. Действительно, их можно назвать оппозицией. Но оппозицией не Президенту, ни правительству России, ни самой России, а только самому омскому губернатору. Проблема в том, что, видимо, губернатору Леониду Полежаеву чем-то не нравится гендиректор радиозавода Иван Поляков. Но позволяет ли это использовать губернатору федеральный ресурс для решения своих личных проблем? Тем более, что этим самым не радиозавод, а губернатор наносит вред городу Омску и России, создавая препятствия для развития и процветания российской промышленности и повышения уровня жизни россиян/

Пойдёт ли на реализацию этого плана Полежаев? Возможно, но с некоторой долей сомнения. Сомнения, прежде всего, в том, в случае применения насилия это только поднимет новую волну недовольства его политикой регионального сепаратизма. И при тактике применении тактики насилия ему точно не усидеть в кресле, без которого он себе просто уже не мыслит жизнь.

Игорь Кулагин

Петр Дерябин