Версия о том, что Александр Литивненко стал жертвой инициированного самоубийства, становится все более обсуждаемой в мировой печати. Директор Центра имени Сербского Татьяна Дмитриева полагает, что для полноценного расследования необходимо провести посмертную судебно-психиатрическую экспертизу.
По некоторым особенностям поведения Литвиненко в последние недели жизни можно заподозрить, что он находился под воздействием психотропных препаратов, в частности ЛСД-25, которое в английских и американских спецслужбах неофициально называют «сывороткой правды».
О том, что у Александра Литвиненко после отъезда в Лондон произошла диссоциация, или расщепление личности, можно судить хотя бы по его книге «ФСБ взрывает Россию». Как метко подметил журналист и политолог Максим Кононенко, она производит впечатление шизофренического бреда. Никто из здравомыслящих людей не воспринял ее всерьез – она, вместе с аналогичной по духу «Второй чеченской» Анны Политковской, давно пылится в киоске «Новой газеты» на Пушкинской площади.
О возможном психическом расстройстве Литвиненко свидетельствует и запись его выступления в журналистском клубе «Фронтлайн» за несколько дней до таинственной истории с отравлением полонием. По мнению специалистов, если эта запись будет приобщена к уголовному делу для судебно-психиатрической экспертизы, то факт серьезного расстройства личности у Литвиненко будет установлен несомненно. К примеру, во время этого выступления Александр Литивненко предельно озадачил слушателей, уверенным голосом сообщив, что Путин передавал угрозы Анне Политковской через Ирину Хакамаду. Естественно, Хакамада в интервью молодежному Интернет-изданию «Yoki.Ru» назвала подобное утверждение «полным бредом». И, похоже, оказалась права не только с житейской, но и с медицинской точки зрения.
Обстоятельства поведения Литвиненко в последние дни жизни, написания им т.н. «письма Путину», где даже неспециалистам бросается в глаза смысловая, стилистическая и эмоциональная несогласованность, наводят на подозрение, что умерший находился в измененном состоянии сознания и очень вероятно, что под влиянием внушения.
Все это дает основания предположить, что Александра Литвиненко довели до самоубийства неустановленные пока лица с целью сделать его «ритуальной жертвой» для обличения «кровавого путинского режима». Внушить это человеку с неустойчивой психикой можно только путем под воздействием проверенных психотропных препаратов, в частности ЛСД-25, с которым английские и американские спецслужбы работают более полувека.
Сразу напомним, что поначалу ЛСД-25 рассматривался в психиатрии как психомиметик, то есть препарат, позволяющий временно перевести свою психику в шизофреническое (расщепленное на множество личностей) состояние. Потом обнаружилось, что употребление психоделика может вызвать подлинную шизофрению и другие серьезные расстройства личности, иногда даже после первого употребления.
Во время скандальных слушаний в конгрессе США в 1977 году было установлено, что ЦРУ с 1954 года осуществляло проект по изучению свойств ЛСД и других психоделиков под названием «МК-ультра». Непредсказуемый препарат без предупреждения давался людям с высоким социальным статусом. Было установлено, что ЛСД быстро делал человека «эмоционально открытым», то есть заставлял его разбалтывать свои сокровенные мысли. Но если впавшего в психоделический транс человека направлял опытный специалист, то испытуемому в таком состоянии можно было внушить ход дальнейшего поведения и образа мысли.
Представители ЦРУ тогда оправдывали свои методы желанием исследовать все возможности «сыворотки правды» - чтобы умело разоблачить иностранных агентов и завербовать своих. Однако, во время слушаний выяснилось, что иногда под влиянием ЛСД люди кончали жизнь самоубийством, поскольку им казалось, что они сходят с ума. Таким образом, психоделик мог высвободить т.н. «инстинкт смерти, или саморазрушения», который, согласно последние теории влечений Фрейда, является доминирующим в человеческой психике. Очень похоже, что «друзья» Литвиненко во главе с Березовским именно так и поступили.
Неплохо бы в этой ситуации вспомнить и до сих пор до конца не проясненное самоубийство членов организации «Храм народов» во главе с их лидером Джимом Джонсом, которое произошло 18 ноября 1978 года в Гайане. Тогда одновременно, приняв яд, покончило с собой 918 человек – граждан США. Американские власти объявили, что они стали жертвой руководителя тоталитарной секты Джонса. Однако, «Храм народов» представлял собой не религиозную секту, а социалистический кооператив, представители которого незадолго до странного самоубийства обращались в посольство СССР в Гайане с просьбой рассмотреть возможность их переезда в Советский Союз. Публикации в американской печати о том, что массовое самоубийство в Гайане было организовано ЦРУ путем негласного применения ЛСД и работы специалистов по внушению, остались без официальных комментариев. Но по мнению крупнейшего в мире специалиста по психоделикам Станислава Грофа, подвигнуть человека на самоубийство, тем более массовое, может только мощный психотропный препарат. Что либо доказать было невозможно, поскольку следы ЛСД выводятся из организма через 24-36 часов.
В случае с Литвиненко интригует и такой факт. Именно в Великобритании в марте по инициативе психиатра Бена Сессы, давно известного своими тесными связями с английскими спецслужбами, Королевское медицинское общество впервые за 32 (!) года стало обсуждать возможность возобновления официальных исследований с ЛСД. Как сообщила Интернет-изданию «Правда.Ру» директор Центра имени Сербского Татьяна Дмитриева, такие намерения англичан вызвали бурное обсуждение на прошедшем в Вене очередном заседании комитета ООН по контролю за оборотом наркотических и психотропных препаратов. Было принято заявление, в котором Великобританию призвали строго соблюдать конвенцию ООН 1972 года и прекратить какое-либо официальное или неофициальное использование психоделиков и более поздних психотропных препаратов.
В прояснении этой темной истории определяющую роль сыграет решение английских правоохранительных органов о проведении посмертной судебно-психиатрической экспертизы Александра Литвиненко. Отказ сделать это фактически будет означать стремление скрыть подлинное состояние психического здоровья погибшего в недели, предшествовашие его гибели, в том числе и во время печально известной трапезы в суши-баре.
Роман Светлов