Прошедшие в минувшие выходные в Омске выборы уже поспешили назвать «самыми чистыми» за всю историю. Однако за внешней чистотой скрывается толстый слой грязи
В понедельник горизбирком окончательно утвердил итоги выборов мэра города Омска и депутатов Законодательного собрания. Как уже было известно вчера, победу одержал заместитель губернатора Виктор Шрейдер. Выборами власть осталась довольна. Председатель городской избирательной комиссии Алексей Нестеренко поделился с журналистами своими оптимистическими наблюдениями. В частности, его порадовал тот факт, что показатель протестного голосования на этих выборах был достаточно низким. Если в 2001 году он составлял более 23%, то в это раз всего лишь перешёл отметку в 10%. Кроме того, нагнетавшаяся прогубернаторски настроенными СМИ истерия не получила своего логического, по их мнению, разрешения. Напомним, что основная интрига выборов развернулась вокруг участия в них 22 кандидатов от радиозавода им. А.С. Попова, выступивших с инициативой назначения мэра города. От них ожидали использования приёмов «чёрного пиара», попыток сорвать выборы, потоков жалоб, что могло дестабилизировать работу избирательных комиссий и прочих приёмов из арсенала профессиональных пиарщиков. Однако, вопреки ожиданиям, этого не произошло. И не случайно, Алексей Нестеренко поспешил заявить о том, что он «не помнит более чистой кампании». Вот только представления о чистоте кампании у ряда лиц ассоциируются исключительно с информированием избиркомов о нарушениях, коими эта кампания изобиловала в избытке. За пределами внимания избиркома остались действия, направленные против некоторых участников предвыборного марафона и незаконные действия работников администрации предприятий и учреждений Омска, принуждающих голосовать за «нужного» кандидата.
Так, к примеру, в одном учреждении здравоохранения, руководство проинформировало сотрудников, что на выборах им необходимо голосовать за Виктора Шрейдера, а для «особо тупых» сообщили, что если они вдруг не найдут фамилию «Шрейдер», то необходимо поставить галочку напротив 25-го номера (номер в избирательном бюллетене, под которым значился Виктор Шрейдер). Сами же руководители высшего и среднего звена учреждения должны были расписаться в ведомостях в том, что они провели соответствующие беседы и сами проголосовали «как надо».
Сейчас в Украине не прекращаются процессы, связанные с фальсификацией во время президентских выборов. Под уголовную ответственность попадают не только члены избирательных комиссий, но и рядовые граждане. Меры жёсткие, может быть даже чересчур жёсткие, но показательные. Сможет ли Омск похвастаться столь принципиальным подходом к отстаиванию интересов демократии? Возникает опасение, что в ближайшее время это вряд ли случится.