Предтеча российского либерализма академик Андрей Сахаров точно бы перевернулся в гробу, узнай он о том, что демократическая партия, призванная отстаивать интересы интеллигенции и среднего класса, в один прекрасный момент встанет под красные флаги и воспримет идеологию всеобщей уравниловки.
Да, и отцы-основатели Союза правых сил – Егор Гайдар, Анатолий Чубайс, Борис Немцов и Ирина Хакамада, уходя в 2003 году в отставку, едва ли могли предположить, что партия, призванная «продвигать в общественном сознании ценности либерализма» - как гласит устав СПС, радикально сменит свое политическое кредо при нынешнем партийном менеджере – Никите Белыхе.
Впрочем, говорить о том, что «пермский бизнесмен» целиком «приватизировал» СПС пока еще рановато - контрольный пакет акций все равно принадлежит всесильному главе РАО «ЕЭС» Анатолию Чубайсу. Однако сомнений в том, что Белых умудрился подстроить под свои конкретные политические задачи всю идеологическую линию партии, уже нет наверно ни у кого.
Напомним, что после фиаско СПС на выборах в Госдуму в 2003 году, когда партия набрала лишь 3,9% голосов и перестала быть парламентской, все четыре сопредседателя - Борис Немцов, Ирина Хакамада, Егор Гайдар и Анатолий Чубайс - ушли в отставку, взяв на себя ответственность за поражение на парламентских выборах.
В мая 2005, федеральный политсовет СПС предложил (скорее всего, за проявленную в финансовую активность) ввести в партии пост заместителя председателя Политсовета и избрать председателем 29-летнего руководителя пермской организации СПС, вице-губернатора Пермской области Никиту Белых. И курирующий малый бизнес в промышленном крае Белых был включен в состав федерального Политсовета СПС, а затем и был избран лидером партии, поскольку соответствовал заявленным «патриархами» критериям: «свежий человек из регионов».
Уже тогда многие СМИ отмечали, что «пермский бизнесмен» был поставлен на эту роль лишь для того, чтобы служить ширмой, из-за которой партией продолжат руководить ушедшие со сцены публичной политики в бизнес патриархи демократического движения. Впрочем, в качестве «комиссара» при молодом и неопытном в партийных нюансах бизнесмене был поставлен Леонид Гозман.
И вот, теперь, казалось бы, на излете 2006 года Никита Белых наконец-то выводит СПС из болота, в котором партия находилась с 2003 года – ни мытьем, так катаньем добивается обнадеживающих результатов на региональных выборах в Перми. Либералы там занимают «почетное» второе после «Единой России». И, вроде бы, Никита Юрьевич доказал главным акционерам СПС свою полную политическую состоятельность – итоги выборов в Перми уже успели окрестить «лучшим электоральным результатом «правых» за последний период».
Однако каким же образом удалось Никите Белыху набрать эти беспрецедентные для правых 16% голосов поддержки, да еще в крае, где традиционно пользуются успехом именно левые партии, упирающие, как известно, на риторику социальной справедливости?
Если отбросить идеи с использованием пресловутого административного ресурса (экс-вице-губернатор Пермского края вполне мог не устоять от соблазна воспользовался своими прошлыми связями) и банальным подкупом избирателей (в чем открыто Белыха обвиняют представители ЛДПР) - этим пусть занимается ЦИК или краевая прокуратура – то по логике веще остается лишь один приемлемый ответ. Белых, чтобы сохранить свое лидерство, радикально изменил идеологическую платформу партии и занял позицию на левом фланге. А это, с вою очередь, позволило ему сыграть на электоральном поле основных конкурентов СПС на региональных выборах – позиционирующих себя радикально левыми: Партии пенсионеров и КПРФ. Как раз отсюда и растут ноги тех самых 16% голосов поддержки СПС в традиционно «левом» регионе.
Напомним, что Белыху в преддверии выборов в Перми удалось «оседлал» социальную тему увеличения пенсий, что, в конце концов, и позволило либеральному политику обскакать «съевших собаку» на социальном популизме местных ставленников Игоря Зотова и Геннадия Зюганова.
И, надо признать, что упор Белыха на социалку и заигрывание с населением, живущим за чертой бедности, отнюдь не связан с региональной электоральной конъюнктурой - как это может показаться с первого взгляда. Известно, что ликующие правые уже официально заявляют, что, сделав основной акцент в своей предвыборной агитации на пенсионеров, они тем самым опробовали новую тактику, которую теперь уже намерены применить на выборах в Госдуму РФ в следующем году. Да, впрочем, и сам «триумфатор» - Никита Белых убеждает своих коллег по правому флангу, что в Перми он лишь «предложил избирателям свои новые программные положения, в основе которых лежит убежденность в том, что социально-экономические реформы должны быть поняты обществом и приняты им».
Свой новый идеологический изыск лидер СПС назвал «достройкой капитализма», оправдывая его лишь тем, что средний класс видите ли на выборы не загонишь и что на данном этапе электорально активны лишь пенсионеры и коммунисты. Так и вышло: озвученные Белыхом лозунги привлекли на сторону СПС избирателей КПРФ и целую армию пенсионеров. На что вполне адекватно отреагировал недолюбливающий лидера СПС Станислав Белковский. Комментируя успех СПС в Перми, он, в частности, отметил, что за партию голосовали лишь потому, что она сменила свою правую риторику на левую.
Интересно, не задумал ли Никита Юрьевич в преддверии Выборов-2007 выйти к избирателям с каким-нибудь очередным популистским предложением, к примеру, о необходимости снижения тарифов на электроэнергию в два или даже три раза. Что, безусловно, вызовет горячее желание голосовать за СПС тех, кто пока не готов оплачивать электроэнергию по ее реальной стоимости. А таких на данный момент в России, признаться, не мало. Правда, вот понравилось бы подобное предложение Анатолию Борисовичу? Тут, как говориться, бабушка надвое сказала…
Левый поворот СПС не остался не замеченным и среди политологов. «Я полагаю, что в долгосрочной перспективе это будет означать неизбежный отказ СПС от своего традиционного электората, - отмечает генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов, - в результате чего, электорат, поддерживающий либеральные ценности никогда не будет голосовать за программу, которая адресована необеспеченным слоям населения и пенсионерам». А «идя по этому пути СПС, безусловно, теряет свою идентичность правой партии», - отмечает политолог.
Впрочем, нельзя исключать и то, что «левый крен» СПС, инициированный для сохранения своего кресла Белыхом – по-сути дела предательство всех либеральных ценностей, изначально заложенных в программу партии, связан и с тем, что в последнее время отцы-основатели Союза правых сил воспринимают свою родную партию не иначе, как некое подобие хобби, позволяющее красоваться перед своими зарубежными партнерами по бизнесу где-нибудь на заснеженных склонах Куршивеля.
«Левый поворот запрещен» - до сих пор гласит личный баннер Никиты Белых на официальном сайте партии «Союз правых сил». Все правильно – «правые силы» - они на то и «правые», чтобы отстаивать перед властью интересы среднего класса – образованных, обеспеченных и успешных граждан. По крайней мере, именно таким и задумывался этот избирательный блок в момент его создания в 1999 году...
Максим Богатых