То, что Гарри Кимович Каспаров всерьез призадумывается о возможности своего выдвижения на грядущих президентских выборах – ранее большинством политологов особо всерьез не воспринималось и такая возможность считалась скорее гипотетической, чем реальной. Однако чем дальше, тем больше появляется свидетельств того, что Каспаров не склонен более безропотно следовать в фарватере Касьянова и выстраивает собственные политические схемы – с явным прицелом на президентские выборы 2008 года.
С объективной точки зрения, этому есть определенные предпосылки. С недавних пор многим участникам «Другой России» стало понятно, что реальных шансов на победу у Касьянова нет. Речь может в этой ситуации идти только о некой политической игре, в которой Касьянов используется как инструмент давления на российские власти.
Причем давления скорее информационного, чем электорально – выборного. Для того чтобы набрать более или менее значительный процент голосов на выборах, Касьянов явно не годиться. А вот озвучивать, в качестве лидера радикальной оппозиции, важные для западных кругов тезисы и служить их рупором внутри страны – вполне. Но, в таком случае, у него автоматически появляется ряд конкурентов на ниве информационного обслуживания западных интересов и в первую очередь это Гарри Каспаров. Если не ставится заведомо невыполнимая для обоих задача победы на президентских выборах, то для использования этой предвыборной кампании в чисто пропагандистских интересах Гарри Кимович подходит не хуже чем сам Михал Михалыч.
Каспаров хорошо известен в стране и во всем мире – никак не меньше Касьянова. В отличие от Касьянова, его имя никогда и никем не увязывалось с пресловутыми «процентами». Выступать более блекло и невыразительно чем Касьянов трудно, поэтому у пылкого Каспарова и тут есть неплохая фора перед бывшим премьером. Не уступит гроссмейстер ему и по части международных контактов на высшем уровне: в бытность чемпионом мира Каспарова охотно принимали президенты и премьер – министры и эту свою вхожесть в «лучшие дома Лондона и Парижа» ловкий бакинец успешно сохранил после завершения своей шахматной карьеры. Авторитет и популярность Каспарова в либерально – правозащитных кругах тоже никак не ниже касьяновского.
Понятно, что с таким происхождением и фамилией всерьез рассчитывать на победу на президентских выборах в России нельзя, но ведь такая задача уже и не ставится. Надо просто участвовать – максимально шумно и скандально, с чем Гарри Кимович справится заведомо лучше чем Касьянов, да и процентов получит не меньше. По сути сейчас речь идет об освоении немалых западных траншей, грантов, субсидий и пр., которые могут поступать в Россию на обеспечение предвыборной кампании оппозиционного кандидата. Наверняка Гарри Кимович, известный своим тщеславием, задается в этой связи вопросом – чем я, собственно хуже?
Поэтому у него есть все как объективные так и субъективные предпосылки для своего выдвижения кандидатом в президенты. Интересно в этой связи привести его недавнее высказывание в интервью "Радио Свобода", 17.11.2006 : «Я ни разу не назвал фамилию Касьянова как потенциального объединенного кандидата. У Михаила Михайловича, может быть, есть такие надежды, он, безусловно, постарается им стать. Но единого кандидата выдвигает единая оппозиция, и если ее не будет, то единого кандидата тоже не будет. Кто станет этим кандидатом – никто еще не знает».
Практически тоже самое Каспаров повторил и на пресс – конференции, прошедшей после очередного собрания лидеров радикальной оппозиции 7 декабря в зале «Сатурн» гостиницы «Космос». Хотя в 2005 году Каспаров заявлял что рассматривает фигуру Касьянова как «идеальную для кандидата от объединенной оппозиции». Как видим, рост собственного влияния в оппозиционной среде подвигнул Каспарова к пересмотру своих позиций.
Сопоставим это с теми фактами, что
- от имени «Другой России» выступал именно он, с Лимоновым и Стариковым в качестве пристяжных, а Касьянов покинул зал заседаний задолго до прихода журналистов;
- стараниями Лимонова и Каспарова «Другая Россия» совершила «левый поворот», от которого Касьянов, будучи рыночником и классическим либералом в экономике - совершенно не в восторге;
- при обсуждении проекта программы «национального согласия» возникли серьезные принципиальные разногласия.
- Касьянову не нравится явно возросшая роль Лимонова и Каспарова в объединении.
- усиливающаяся маргинализация «Другой России» снижает курс его политических акций зарубежом.
Можно констатировать факт, что трения и отчужденность между Каспаровым и Касьяновым развиваются по нарастающей, что с высокой спепенью вероятности может привести к их окончательному размежеванию уже в ближайшее время.
Такого же мнения придерживается и известный политолог, председатель совета директоров «Бакстер-групп» Дмитрий Гусев: "На самом деле, существует очень серьезное соперничество на уровне их либеральных кругов, которое доходит вплоть до выпадов личностного плана. То есть Каспаров заявляет о том, что Касьянов дискредитирует оппозицию и все будет слито. Это борьба, в том числе, за спонсорство. Под единого демократического кандидата будут какие-то деньги. Кто будет этим единым демократическим кандидатом, тот и будет рулить финансовыми потоками. Под двух кандидатов никто давать не будет, потому что они будут только дискредитировать друг друга.
Времени осталось мало, чтобы раскрутиться, надо затратить большие и временные, и финансовые ресурсы».
Другой политолог, Сергей Марков также говорит о такой возможности как о более чем вероятной, указывая на известную непредсказуемость гроссмейстера:
«Каспаров – гений шахматный, и как шахматный гений, он не предсказуем. Это недоговороспособный человек, как и всякий уникум. Гении существуют для того, чтобы творить уникальные произведения, например, шахматные партии, а не для того, чтобы договариваться с другими. Такие люди никогда ни с кем не договаривались.
Такие конфликты всегда происходили и будут происходить у Каспарова. Если он принимает участие в каком-нибудь объединении, все немедленно разваливается. Мы просто должны с пониманием относиться к этому.
Если говорить о Касьянове, он, естественно, хочет стать российским Ющенко. Именно на эту роль его готовит Березовский, в этом направлении развивается и сам процесс.
- Может ли это означать, что Каспаров сам видит себя кандидатом в президенты? Или это тактический маневр, готовящий приход третьего?
Вполне возможно. Никто не может предсказать ожидании гения. И плюс, это колоссальное столкновение амбиций и т.д. если говритьо возмодности появления третьего игрока, это исключено. Каспаров не может играть с кем-то вместе. Он органически не способен к этому, как и любой гений.
Скорее всего по мере приближения президентских выборов ситуация будет еще сильнее обострятся и в кругах радикальной оппозиции начнется «борьба бульдогов под ковром» - схватка за лидерство и финансовые поступления в предвыборную копилку. И тогда острый конфликт между двумя лидерами «Другой России», зная амбиции обоих - представляется практически неизбежным.
Николай Невский