Заявление Касьянова о планах создания партии на базе своего Народно – Демократического Союза и участия в парламентских выборах, сделанное журналистам 17 декабря, в перерыве расширенного заседания президиума РНДС - для многих стало неожиданностью.
В памяти еще свежи были многочисленные заявления, как самого Касьянова, так и других лидеров непримиримой оппозиции о своем категорическом отказе участвовать в парламентских выборах 2007 года. И вот теперь сделан резкий поворот на 180 градусов: "Если летом около 40 процентов членов РНДС желали, чтобы была создана партия, то сегодня уже 90 процентов настаивают на необходимости этого. Вопрос: когда и как - это мы решим весной" – заявил экс-премьер.
По его словам, съезд состоится «обязательно после региональных выборов, скорее всего, в начале апреля».
Говоря об участии его движения в выборах в Госдуму РФ в декабре 2007 года, М.Касьянов отметил, что, прежде всего, нужно, "чтобы весной произошла консолидация всех оппозиционных сил и сложилась право-левая демократическая коалиция". Отвечая на вопрос, рассматривают ли его сторонники в качестве потенциальных участников коалиции СПС и "Яблоко", М.Касьянов сказал, что они "не могут на сегодняшний день сделать окончательный вывод о приверженности этих партий демократическим принципам", но рассматривают их пока как дружественные.
Из всего сказанного бывшим премьером можно сделать несколько выводов. Создание партии на основе РНДС имеет смысл только в случае ее последующего участия в выборах 2007 года. Поэтому вопрос о выборах можно считать для Касьянова уже решенным. Создание «лево-правой» коалиции будет проходить опять, таки – на базе будущей партии и вокруг самого Касьянова. Партии «Яблоко» и СПС рассматриваются Михал Михалычем как объекты приложения усилий по загону их в общее коалиционное стойло. Но тут неизбежно возникают трудности в планируемом загоне.
Нельзя забывать, что «Яблоко» - это партия либерально настроенной интеллигенции, ориентированных на т.н. «общечеловеческие ценности» образца конца прошлого тысячелетия. Фигура Явлинского в восприятии большинства оставшихся сторонников партии олицетворяет собой верность демократическим идеалам, став зримой персонификацией партийных догматов, слившихся в одном человеке. Степень «вождизма», связанного, естественно, с личностью «непорочной Гриши» - необычайно сильная для партии демократического направления. Сам, Явлинский, уверовав в свою великую демократизаторскую роль в российской политике и трижды выдвигавшийся в президенты России – под Касьянова не пойдет ни при каком раскладе и это понимают все. Те, кто был несогласен с Явлинским – из партии давно вышли, а те, кто остался, к Касьянову относятся весьма негативно.
Поэтому всерьез рассчитывать на массовый отток сторонников «Яблока» к создаваемой Касьяновым партии не приходится. Сам Михал Михалыч скромно рассчитывает на 20-25% яблочного электората, что по оценке аналитиков является либо самообманом бывшего премьера, блуждающего в плену пагубных иллюзий и досадных заблуждений, либо, что вероятнее – пытается выдать желаемое за действительное, занимаясь самопиаром.
В отношении СПС все обстоит сложнее. Столь яркой фигуры «вождя», пользующегося безусловным авторитетом последователей – у партии нет. Сколько бы Никита Белых не надувал щеки и не заявлял «Партия – это я!», как он это сделал 19 декабря на дебатах в клубе «Билингва» - в качестве вождя он никак не воспринимается партийцами. Союз правых Сил изначально создавался как политический инструмент для выражения интересов сформировавшегося во время гайдаровских реформ класса «успешных людей».
Те, кто выиграл от реформ, приватизации, смог разбогатеть, хорошо устроиться в жизни, добиться успеха в карьере и, соответственно – имел основания с симпатией относиться и к Гайдару и к Чубайсу. Для этой прослойки, численностью около 8-10% населения, проскользнувшей без потерь через горнило лихих 90-х годов, характерен ярко выраженный индивидуализм и мышление исключительно в бизнес – категориях. Это люди отнюдь не склонные создавать себе кумиров и, тем более – слепо подчиняться, пусть даже и в рамках партии. Если «яблочники» охотно воспринимали доводы отвлеченного порядка, апеллирующие к абстрактным «демократическим ценностям» и видели в Явлинском «отца русской демократии» - то для сторонников СПС вопрос «демократии» всегда был вторичен по отношению к экономическому либерализму.
На первом плане всегда стоял личный успех в сложившейся политико – экономической системе России, стабильность своего положения в обществе и перспективы дальнейшего карьерного роста. Проводя исторические параллели, можно сказать, что в Чили, в эпоху Пиночета, сторонники «Яблока» встали бы в оппозицию диктатору, требуя «демократизации» (на своих кухнях,естественно). А СПС с некоторыми реверансами и экивоками – фактически поддержал бы Пиночета, проводившего ярко выраженные либеральные экономические реформы. Поэтому сам СПС никогда не имел одного ярко выраженного лидера и по своей сути, в силу крайнего индивидуализма своих сторонников – к «вождизму» никак не предрасположен.
Сегодня подавляющей массой членов и сторонников СПС, председатель партии Никита Белых не воспринимается как безоговорочный лидер – скорее как эффективный менеджер бизнес-проекта. Как нанятый администратор, призванный вытащить партию из глубокой ямы, в которую ее загнали прежние «вожди». Удачное выступление СПС на выборах в Пермском крае, где Белых ранее был вице-губернатором, несколько подняло курс его акций в партии. Тем не менее, большинство членов партии понимает, что речь идет лишь о местном успехе тактического плана, который ничего не меняет в общей картине глубокого стратегического кризиса СПС. Ясного решения по выходу из тупика Белых партии так и не предложил, да, наверное, его и не существует в природе.
Поэтому слова Касьянова о 50% сторонников Союза Правых Сил, готовых примкнуть к создаваемой им партии – можно воспринимать всерьез, особенно с учетом серьезного недовольства членов партии популистским «левым» курсом Никиты Белых. А если учитывать и упомянутую уже нацеленность членов СПС на личный успех, и значительные финансовые возможности спонсоров Касьянова – то политика переманивания может принести успех. О том, что ставка делается именно на переманивание (не хочется писать – перекупка) – свидетельствует одна важная оговорка Касьянова - "руководство одной и другой партии в Москве - еще не вся партия".
"В РНДС много членов "Яблока" и СПС, у нас есть даже руководители региональных отделений СПС", - утверждал М.Касьянов в своем интервью 17 декабря. Удастся ли бывшему премьеру организовать недружественное поглощение «ОАО «СПС»» через скупку региональных пакетов акций – пока говорить рано. Скорее всего, значительную часть лидеров и активистов на местах перекупить будет возможно и это серьезная угроза для центрального руководства СПС. Но в любом случае, в стратегическом раскладе сил это мало что изменит.
Прибавка в 1% к рейтингу Касьянова никак не выведет его за пределы статистической погрешности и не приблизит к президентскому креслу ни на шаг. А отношения с амбициозным Никитой Белых и забронзовевшим в своем величии Явлинским – испортит окончательно. Впрочем, вся эта оппозиционная суета, происходящая в партиях и движениях совокупно контролирующих не более 5% электората, скорее напоминает бурю в стакане воды, которая при любом раскладе не сможет ничего изменить в российской политике…
Николай Невский