Геннадий Зюганов теперь должен оплатить моральные страдания Бориса Кагарлицкого. Причиной судебного дела и последующего проигрыша стала… оговорка главного российского коммуниста, а также непонятная невнимательность его соратников - Ивана Мельникова и Валерия Рашкина.
Как учил дедушка Фрейд, случайных оговорок не бывает. Всякий ляп имеет особый глубинный смысл. Как правило, искажения слов идут в сторону личностных проблем самого говорящего и всегда адекватны его персональному внутреннему опыту. Именно оговорки зачастую становятся виновницами всевозможных скандалов. Чаще всего в них «всплывают» следующие жизненные тайны: женщины, водка, азартные игры и сексуальные комплексы. Однако бывает, что освободившиеся «узницы бессознательного» являют миру совершенно иные картины, показывая тем самым совершенно иное лицо вроде бы хорошо известного человека.
Еще в июле Геннадий Зюганов, с весны ведущий гражданско-правовую тяжбу с левым политологом Борисом Кагарлицким, публично заявил на пресс-конференции, что в отношении его противника возбуждено уголовное дело по поводу доклада «Штормовое предупреждение». Понятно, что здесь, как говорится, оговорочка вышла. Не мог же доктор философских наук перепутать уголовное дело с гражданским иском. Однако слово, тем более опубликованное в СМИ, не воробей. В итоге в суд теперь обратился сам Кагарлицкий.
В качестве возмещения морального ущерба оскорбленный политолог пожелал взыскать с лидера коммунистов миллион рублей. «Я посчитал это справедливым», - сообщил он «Электорату. Инфо»: «Если Зюганов пострадал на миллион от аналитического доклада, то почему компенсация за порочащее репутацию высказывание должна быть меньше?» Напомним, именно в такую сумму лидер КПРФ оценил свои нервные страдания, причиненные ему знаменитым докладом о коррупции в российских политических партиях.
21 декабря данный спор разрешился - в части действий лидера КПРФ. Судебным решением Геннадию Зюганову предписано возместить моральный ущерб Кагарлицкого. Правда, заявленная миллионная сумма не показалась судье Тверского суда города Москвы убедительной. Она оценила страдания пострадавшего политолога всего в пятьсот рублей. Тем не менее, лидер коммунистов суд проиграл. Ну а Кагарлицкий, соответственно, вскоре получит законную компенсацию.
Дополнительными доказательствами его правоты стала довольно странная невнимательность верных соратников Геннадия Зюганова. Ни Иван Мельников, ни Валерий Рашкин, присутствовавшие вместе с вождем на той самой конференции, не поправили своего босса. Более того, они даже публично поддакивали ему, поддерживая убедительность недостоверных высказываний. Может, конечно, эта такая старая коммунистическая традиция - вторить генсеку. Однако в данном случае это все же больше напоминало намеренную дезинформацию массового сознания, проводимую целой группой статусных лиц.
«Я мог бы поверить, что Зюганов допустил, как он говорит, «техническую оговорку». Но ведь пресс-конференцию вел он не один, там присутствовали еще Рашкин и Мельников», - поделился своей логикой Кагарлицкий: «Мельников на слова Зюганова начал тут же говорить: «Да, да, уголовное дело. Кагарлицкий испугался». И Зюганов тут же подтвердил: «Да-да». О чем это говорит?»
И действительно, как могли трое образованных и изощренных в политике людей не заметить такой серьезной оговорки? По меньшей мере, как-то странно. Кагарлицкий увидел в этом прямой умысел его дискредитации. «Если бы я оговорился и кто-то за мной повторил эту оговорку, то я бы тут же извинился и сказал, что меня не так поняли, - продолжил логическую цепочку политолог. - Но поскольку Зюганов при повторном упоминании и при повторном акценте на том, что я испугался именно уголовного дела, никак не отреагировал, значит, он имел в виду то, что имел».
Факты недостоверной информации и данные аргументы не оставили Зюганову никаких шансов на то, чтобы выйти сухим из воды по поводу этой истории. Причем суть вопроса вовсе не в проигрыше конкретного судебного дела. Еще весной, после обнародования доклада «Штормовое предупреждение», коммунисты стали активно «разбираться» с Кагарлицким, сами подали на него в суд, а что в итоге? В итоге доклад получил второе дыхание. А значит, материалы СМИ о коррупции в КПРФ, проанализированные в нем, нашли новых читателей и освежили память всех остальных.
P.S. Между прочим, и пятьсот рублей – тоже деньги. Тем более, для коммуниста. И их теперь придется заплатить «врагу» Кагарлицкому. Тем более что он в этом отношении настроен очень решительно. «Пятьсот рублей от Зюганова я обязательно получу», - сообщил нам пострадавший политолог: «Это принципиальная позиция. Как только пройдут формальные процедуры оформления судебного решения, я обязательно обращусь к судебным приставам».
Ярослава Крестовская