Как известно, и лидер коммунистов Геннадий Зюганов и лидер "справедливороссов" спикер Совета Федерации Сергей Миронов являются сторонниками создания в России двухпартийной политической системы - на манер американской. Где между собой постоянно бодаются и соответственно делят страну Демократическая и Республиканская партии - «ослы» и «слоны» политического Олимпа США. Однако каждый из них: и Зюганов, и Миронов все же по-своему видят состав формирующегося политдуэта.
Несмотря на огульную критику нынешнего партстроительства, лидер КПРФ уже давно признал, что в настоящее время в России все идет к созданию двухпартийной системы. Хотя при этом Зюганов всегда подчеркивал, что в основе нарождающеся двухпартийной системы обязательно будут две партии - КПРФ и «Единая Россия».
В отличие от «первого коммуниста страны» главный «борец за справедливость» не спешит называть вещи своими именами, и к воплощению идеи двухпартийного парламента всегда подходит крайне осторожно. Хотя на днях он все же решился обрисовать будущее отечественной партийной системы, что называется, в красках.
Миронов, в частности, отметил, что политическая палитра должна быть многоцветной: «На ближайшие 10 лет – многопартийность. Сначала нужно дать людям право выбора, и пускай будет реальная политическая конкуренция». Вместе с тем, как отмечает «Независимая газета», председатель верхней палаты предположил, что уже после думских выборов 2007 года сложится прообраз «некоей схемы будущей двухпартийности».
Безусловно, в качестве «прообраза» будущей «второй партии» Миронов видит именно «Справедливую Россию», хотя и не стремится в отличие от тов. Зюганова обогнать время и заявить о своей безоговорочной победе впрок.
Однако если обратиться к итогам последних региональных выборов, то результаты, да и общая политическая конъюнктура для компартии не кажутся столь обнадеживающими. Появление на сцене «Справедливой России», без остатка поглотившей и «Родину», и Партию пенсионеров, действительно стало ударом для коммунистов. Тем более, когда выяснилось, что в противовес право-центристской «Единой России», «эсеры» избрали в качестве базовой именно левую идеологию и начали неумолимое наступление на электоральные позиции КПРФ - исконного монополиста идей социальной справедливости.
В связи с этим у Геннадия Зюганова выискались серьезные аргументы, чтобы невзлюбить своего новоявленного конкурента. Руководство компартии было вынуждено признать, что новый политический союз успешно играет именно на «красном» электоральном поле и «нагло ворует избирателей». А если исходить хотя бы из простого факта, что коммунисты в целом ряде регионов, где прошли выборы, показали результат намного хуже чем входящие в новый альянс партии, то можно смело предположить, что с помощью разного рода ухищрений «мироновцы» уже забрали в свою копилку порядка 5-7% коммунистического электората.
Любопытно, что конкуренция между двумя серьезными игроками, претендующими на левый фланг политического поля, проходит во многих плоскостях, включая и законотворческую. Например, в том, что касается лоббирования в Госдуме закона об оппозиции. Ведь подобный законопроект нужен и «эсерам», и коммунистам, видящим именно себя в качестве единственно значимой оппозиционной силы страны, позарез.
Впрочем, в этом нелегком деле КПРФ может дать СР небольшую фору: свой вариант законопроекта об оппозиции КПРФ выработала намного раньше - еще в сентябре, и инициативу коммунистов одобрил сам председатель ЦИКа Александр Вешняков. Однако подобную инициативу коммунистов тут же попытался перехватить лидер «эсеров» Сергей Миронов, который также намерен выйти с подобным предложением в начале будущего года. Именно поэтому сейчас в стане «актуальных левых» активно идет разработка данного закона, который по мысли Миронова ляжет в основу формирующейся ныне двухпартийной системы.
«Первая его часть, заявил лидер «справедливороссов, «будет посвящена правам и обязанностям победившей партии – партии большинства в Государственной Думе, а вторая часть – позиции либо коалиции, либо партии, которая заявит, что она находится в оппозиции партии большинства».
Как видно, и «эсэры», и коммунисты, ныне активно играющие на левом фланге политического поля, претендуют на место второй могущественной системной и оппозиционной к «Единой России» партии. Однако кто же из них сумеет захватить левый фланг и окучить многочисленный левый электорат, что называется, целиком, пока не ясно. Возможно, ответы на этот вопрос появятся уже в марте следующего года – после очередных региональных выборов.
Петр Алексеев