Статьи

Избирательная кампания КПРФ в Санкт-Петербурге обернулась громким скандалом

18 января 2007 11:00

На берегах Невы прошла внеочередная конференция Петербургского городского отделения КПРФ,  утвердившая списки кандидатов на выборы депутатов Заксобрания Санкт-Пербурга, которые состоятся уже в марте этого года.

Как ожидалось, список компартии должен был возглавить популярный среди питерцев нобелевский лауреат, вице-президент РАН, депутат Госдумы фракции КПРФ Жорес Алферов. Однако вместо него неожиданно список компартии возглавил заместитель Геннадия Зюганова москвич Иван Мельников.

Кроме того, стало известно и об окончательном срыве переговоров между КПРФ и «Коммунистами Петербурга» (КП). Хотя они и намеревались идти на выборы единым списком. Чтобы разобраться в ситуации мы обратились к лидеру «КП» Сергею Малинковичу.

-  Сергей Александрович, расскажите, собираетесь ли  вы на предстоящих выборах в Санкт-Петербургский ЗакС объединять усилия с КПРФ?

- Мы сделали все возможное, чтобы пойти на выборы совместно с  КПРФ. И, насколько мне известно, наше желание совпадало с позицией центрального руководства компартии. Однако региональная конференция КПРФ во главе с Федоровым сорвала переговоры. Они не захотели обсуждать предлагаемый нами состав первой тройки. Хотя мы и настаивали на том, чтобы список возглавил нобелевский лауреат Жорес Алферов. Однако при формировании списка КПРФ произошла темная  история.

-  Почему популярный в народе  Жорес Алферов не попал в избирательный список КПРФ?

- Действительно, Алферов заявлял публично, что он готов возглавить избирательный список коммунистов в Питере, однако, извините, мне неприятно об этом говорить, там четко прозвучало, что нельзя ставить человека еврейской национальности во главе партийного списка. Знаете, есть у них такая проблема: Николай Кондратенко, Альберт Мокашов…  Поэтому Алферов в последний момент сказал: «Ах так! У вас тут какие-то антисемитские идеи? Тогда извините, до свидания! ».

А, во-вторых, насколько я знаю, они хотели бы, чтобы человек, который идёт во главе списка, потом уступил бы свое место людям Федорова. А Алфёров не дал чёткого ответа: уйдет он или нет. Тогда они выдернули Мельникова. И я считаю, просто бессовестно: за день до того, как его назначили, у него умерла жена. Тем не менее, они не нашли другого кандидата. Хотя он сейчас в таком состоянии, что никакую избирательную кампанию вести не сможет.

Вот так всё некрасиво получилось. Алфёрова долго ЦК уговаривал, и потом вдруг такой фортель… и Федоров ещё объявляет на конференции: «Жорес Иванович очень занят!», а он - за несколько дней до этого - публично объявил, что готов возглавить список КПРФ. Это объяснение, явно, было рассчитано на идиотов.

Список, который есть сейчас у КПРФ - очень проблемный. А к первому секретарю горкома Владимиру Федорову накопились серьёзные претензии у партийцев. Я не хотел бы никаких личностных давать характеристик, но могу сказать, что он достаточно долго является помощником депутата от «Единой России» Александра Афанасьева.

К тому же  нынешнее руководство петербуржской КПРФ находится в конфликте с рядом своих районных организаций. Споры идут и между руководством горкома и ЦК КПРФ о том, насколько национально-освободительная борьба должна быть во главе всей идеологии. ЦК считает, что «русский вопрос» должен быть во главе стола. Однако Федоров и его сторонники так не считает. Поэтому его постоянно обвиняют в оппортунизме, а он их в национализме.

Отмечу, что для «Коммунистов Петербурга» подобный поиск «правых» и «неправых» несвойственен. Мы считаем, что могут сочетаться разные точки зрения. Но, конечно,  национализм для нас неприемлем, в принципе. Город наш не принимает никаких «русских» или «татарских»  вопросов. Это очень опасное направление - искать какие-то вопросы, но другое дело – что имеет право на существование подобная точка зрения внутри КПРФ, что во главу надо ставить интересы русского народа. Фёдоров боится этих формулировок, но в то же время не предлагает никакой альтернативы

Всем известно и то, что консультации по формированию избирательного списка КПРФ Федоровым проводились непосредственно в Смольном. Например, члены НБП, которые хотели пойти с коммунистами по списку не смогли туда попасть именно из-за Федорова.
 
Как ведет себя КПРФ в Санкт-Петербурге - не ведет себя ни одна оппозиционная партия: ни одного протестного митинга, ни одной акции. И идеолог КПРФ Юрий Белов (в прошлом глава ленинградских коммунистов – прим. Ред.) не может повлиять на ситуацию. Федоров просто не даёт ему такой возможности. Отсюда и снижение численности, и отсутствие в рядах компартии молодёжи.

- Как вы отнеслись к тому, что по спискам КПРФ идёт главный редактор журнала, рекламирующего сауны, разные гей и лесби клубы, Семён Борзенко?

- Семёна я знаю  хорошо, как и этот журнал. И ничего хорошего я сказать не могу, но личностных комментариев я давать бы не хотел. А по поводу журнала… ну, журнал фривольный, конечно.

Для «Коммунистов Петербурга» ханжество не характерно, но с другой стороны, конечно, если ты коммунист, ты определяйся, если ты работаешь в этом журнале, то тогда на первые роли в партии ты не можешь претендовать, а если претендуешь, то уйди из этого журнала в любой другой.

Борзенко политически фигура мрачная, личность – ничего не хочу сказать. Он ближайший помощник Фёдорова. С ним связывают многие коммунисты конфликтную ситуацию, которая в КПРФ происходит, и ту ситуацию неконструктивного подхода к союзникам компартии в Питере. Кстати, на конференции Борзенко получил больше всех минусов при голосовании. У местных коммунистов на него аллергия, в том числе и из-за этого журнала. Кстати говоря, Борзенко курирует молодежное движение КПРФ уже много лет.  Хотя в свое время весь комсомол ушел к нам в «Коммунисты Петербурга». Теперь у КПРФ вообще нет своей молодежной организации.

Впрочем, несмотря на все это у нас очень хорошие отношения с рядом райкомов КПРФ Санкт-Петербурга. Вот, кстати, с центральным райкомом. А в целом, я неоднократно говорил, что любой придет на место Федорова, и сразу, возможно, запустится процесс объединения в единую организацию, потому что никаких существенных разногласий нет, и, еще раз повторю, что неплохое отношение к нам в ЦК компартии.

-  Как же при таком отношении местных коммунистов избирательный список КПРФ все же был утвержден?

- Они хотели, чтобы список все-таки был сформирован, исходя из того, что было предложено. К тому же приехал секретарь ЦК Валерий Рашкин и сказал, что дело не в том, хороший или плохой Федоров, а в том, что, мол это ваш руководитель, вы его сами выбрали. Хотя логики я в этом не понимаю: если они так Фёдоровым недовольны, почему они его не исключат? Фёдоров - это не царь, не владелец, они его избрали на время,  и могут его в любой момент переизбрать.

-  У вас не создаётся такое  впечатление, что в преддверии выборов в региональном отделении КПРФ зреет полномасштабный раскол?

- Раскол вероятен, конечно, хотя бы, потому что у них – в КПРФ расколы происходят последнее время каждый год. Сейчас же от итогов мартовских выборов будет зависеть дееспособность компартии в Питере. А если они вообще не пройдут в ЗакС то, я не берусь судить что там вообще начнётся.  Но мы бы не хотели раскола в стане КПРФ, потому что это может сказаться негативно на симпатиях горожан ко всем коммунистам Санкт-Петербурга.

Петр Дерябин