КПРФ, получив в качестве конкурента партию, играющую в справедливость, в предвыборный год все же решилась делать ставку не только на традиционную «левацкую» риторику, но и намерена активно окучивать националистические настроения общества. Ее руководство даже и не скрывает, что ведет разработку т.н. "русской темы", правда, при этом традиционно сдабривает ее соусом «защиты русской культуры».
"Одной из ключевых тем, которой занимается наша партия – это проблема защиты русской культуры, русского языка, русских традиций и русского мира, - заявил на пресс-конференции в РИА "Новости" Геннадий Зюганов. - Впервые за всю столетнюю историю партии эта тема вынесена на пленум Центрального комитета, который состоится в марте. Вопрос повестки дня Пленума звучит так: о защите русской культуры, как основы единства народов многонациональной России".
"Почему наша партия обостряет внимание к этой проблеме? Русские составляют 82% населения России. - передает слова лидера партии официальный сайт КПРФ.Ру, - Они сегодня стали самым крупным расчлененным народом в мире - 25 млн. оказались за границами нынешней Российской Федерации. Коренные русские области оказались в самом бедственном социально-экономическом положении. Русские области вымирают в 2-3 раза быстрее, чем другие регионы РФ. Эта тема исследуется нами всесторонне. И мы готов к серьезному диалоги по русской теме со всеми ответственными политическими силами нашего общества. При этом мы отвергаем как пустые все разговоры о «русском фашизме». Его не было в природе, и он в принципе не возможен".
Впрочем, "русский вопрос" уже неоднократно становилась лейтмотивом выступлений вождя компартии. К примеру, во время последнего пленума ЦК КПРФ Зюганов открыто раскритиковал соратников за слишком “слабое освоение «русской темы»” в преддверии выборов.
Между тем попытки если и не монополизировать "русскую идею", то хотя бы ее активно использовать, компартией предпринимались и ранее. Так, в 2003 году, накануне парламентских выборов, Зюганов без стеснения объявил, что "русскую идею" может адекватно сформулировать только КПРФ. В одном из своих программных заявлений Геннадий Андреевич даже определил суть национальной идеи: "это сильное государство, социальная справедливость и коллективизм".
Искусно подавая модный ныне национализм под марксистским соусом, лидер КПРФ предлагал решить "русский вопрос" на пути социалистического переустройства России: "Главная задача нашей партии — спасение русского народа. А вместе с ним — спасение государства Российского".
А недавно Геннадий Зюганов в прямом эфире Радиостанции "Эхо-Москвы" заявил, что "русская тема" в ближайшее время вообще станет центральной для всех политиков.
«Русская тема в ближайшее время будет одной из центральных, русский народ оказался в мире самым крупным разделен", - уверен глава компартии, - 32 млн. оказались за суверенными границами. Я впервые почувствовал, что люди тянутся, хотят вместе, но нас все время разрывают и растаскивают, нас все время сталкивают лбами, хотя это недопустимо. С другой стороны, русских по-прежнему в России 83%, это больше французов во Франции. И вымирание русского народа как государствообразующего, который дал общий язык, который собирал эти земли не силой насилия, не истребил ни одного языка, ни одной культуры, не унизил никого, ни одной веры, религии. Это означает распад этих гигантских просторов».
Однако вместе с тем лидер КПРФ чуть раньше признавал и то, что на этой теме нельзя спекулировать. «Более смертельно опасной темы для нашей страны нет. У нас каждая шестая, пятая семья интернациональна по составу», - выражал тогда уверенность глава партии.
Но, судя по всему, теперь спекуляции на этой теме, особенно исходя из последних заявлений КПРФ, не так опасны, как они казались Зюганову год назад, когда до выборов оставалось предостаточно времени, чтобы «спекулировать» на другие - менее «пожаробезопасные» темы. Например, ЖКХ или пенсии.
Впрочем, надо признать, что «русский вопрос» волнует не только коммунистов и непосредственных организаторов т.н. «Русского марша» - экс-лидера «Родины» Дмитрия Рогозина и куратора ДПНИ Александра Поткина (Белова), но и всю либеральную братию.
Так, в целях борьбы с правящим режимом периодически пытается использовать «русский национализм» и Гарри Каспаров, высказавший уверенность, что союз либералов и националистов сделал бы русский национализм «созидательным и электорально привлекательным». Такой союз нужен и самим идеологам «Русского марша»: «Если он не состоится, национализм останется разрушительным явлением, и исповедующим его людям будет трудно остаться на политической сцене", – заявил в свое время главный проводник «национал-оранжизма» в России Станислав Белковский.
А недавно в своей попытке удержаться на плаву т.н. прозападное крыло российской оппозиции сделало очередной и, надо признать, довольно отчаянный шаг. В своей нелегкой борьбе с «тоталитарным режимом» господа либералы напрямую использовали ультранационалистические движения и политиков, играющих в "патриотические игры" - Рогозина и Курьяновича.
Напомним, что 28 января на Триумфальной площади в Москве прошел очередной митинг «несогласных» - широко анонсированная акция против «политических репрессий», в поддержку «русских политзаключенных». И, несмотря на то, что в этот раз во главу угла был поставлен «русский вопрос» политический смысл нынешней акции нисколько не отличался от т.н. декабрьского «марша несогласных». В акции, призванной поддержать либеральные ценности, а заодно и «русских политзаключенных», приняли участие ДПНИ, РНЕ, Славянский союз и Национан-Державная партия.
Получается довольно странная картина. Если слева коммунисты противостоят играющей на ее же электоральном поле «Справедливой России», то справа, оказывается, у партии Зюганова тоже есть свои и не менее амбициозные конкуренты, испытывающие насущную необходимость - загнать ультранационалистов именно под свои флаги.
Так, что в преддверии выборов – если, конечно, КПРФ не откажется от своих планов по разработке «смертельно опасной темы» - борьба между компартией и либералами за обладание праворадикалами будет обостряться с каждым днем.
Петр Алексеев