Сегодня парламент Эстонии все же принял закон "О сносе запрещенных сооружений", согласно которому, в течение 30 дней из центра столицы должен быть перенесен памятник советскому Воину-освободителю Таллина от фашистов. В большинстве своем российские политики восприняли эту новость негативно - как прямой вызов России и даже заявили о том, что этот шаг может привести к серьезным последствиям для самой Эстонии. Тем временем, известный политик и предприниматель Константин Боровой объясняет волну негодования россиян ничем иным как рецидивом имперского мышления.
- Проблема в том, что российская власть пропагандирует имперское мышление. Россия продолжает жить в империи, и это очень опасно. Речь вовсе не о том, что намерения демонтировать памятники советским солдатам оскорбляют лучшие чувства российских граждан. Смысл сегодняшних эстонских настроений в том, что сносятся символы империи. И это к войне никакого отношения не имеет. Для эстонцев это не памятник войне, а памятник именно оккупации страны со стороны России.
Почему у нас возмущаются действиями эстонских властей? Да это просто комплексы наследников империи. Спрашивается, какой империи? Но, на самом деле, никто не понимает, почему мы наследники этой советской, коммунистической империи. Вот наследники – и все. Но это – миф, миф обиженной империи, несостоявшейся империи. И нашей властью и многими политиками он активно поддерживается. А так – и плевать им на эти памятники.
На самом деле, защитникам советских памятников в Эстонии наплевать на эти памятники, наплевать на пенсионеров. В России пенсионерам только медальки дают, вместо того, чтобы пожрать дали и хорошую пенсию. А им – медальки. В Западной Европе пенсионерам медальки тоже дают, но дают еще и хорошее пенсионное обеспечение, и хорошее медицинское обслуживание. А у нас – одни разговоры об уважении пенсионеров.
Такие же разговоры идут и на международную тему – какие мы несчастные, как нас не уважают, какие плохие эстонцы, латыши, литовцы. Вот так. Для эстонцев этот памятник, вокруг которого Россия пытается раздуть скандал, – символ оккупации страны, символ ее оккупации Сталиным. Если они его наконец-то уберут, для них это будет окончательным освобождением от советского имперского прошлого, от положения людей второго сорта. То есть все эстонские шаги по демонтажу памятнику – это для них очень естественный и закономерный процесс.
Убрать имперский памятник – это их право. А то, что в этом отношении пытается сделать Россия – это рецидивы имперского прошлого. Не мытьем, так катаньем, не деньгами, так газом, не газом, так нефтью или электричеством. Это все из той истории.
Кремлевская команда этими своими действиями программирует негативное отношение эстонцев к России. Все эти страшные неприятные окрики со стороны России – это именно из того прошлого, из которого эстонцы, крестясь, выскочили. Эстония – демократическая страна. И если депутаты не будут голосовать за такие естественные вещи, как демонтаж советского памятника, то их просто никто избирать не будет. По существу, это волеизъявление эстонского народа. Они не хотят быть и чувствовать себя частью этой самой непредсказуемой империи. Им страшно быть соседями России. Для них это освобождение.
Демонтаж советского памятника для эстонцев – это независимость, нормальное экономическое развитие, предсказуемость собственного развития, национальная гордость. Для них зависимость от империи – это унижение национальной гордости. Они до сих пор помнят, как Россия с самого начала с ними разговаривала на языке угроз – экономическая блокада, сокращение транзита и так далее. Они все это вынесли, выдержали ради своей независимости.
А Кремль своими действиями подрывает международный имидж России. После последних заявлений Путина можно считать, что Россия опять считается политической и психологической дырой – «черной дырой», непредсказуемой как в советские времена.