По итогам прошедших накануне выборов в региональные парламенты сенсации не произошло: "Единая Россия" по-прежнему остаётся недосягаемой для своих конкурентов. А вот партии, борющиеся за выживание на политическом пространстве, должны были прыгнуть выше головы. Второе и третье место поделили КПРФ и "Справедливая Россия". При этом "эсэры", поделив с "единороссами" Ставрополь и Питер, полностью провалились в Омске, не преодолев семипроцентный избирательный барьер, и едва удержались от краха в ещё пяти регионах, получив от 7 до 9% голосов избирателей. Напомнили о себе "жириновцы", довольно уверенно выступив в 11 из 14 регионов. А также сделали заявку на будущее представители "Союза правых сил", в отличие от своих несостоявшихся партнёров из "Яблока", всё-таки сумевшие пробиться через заградительно сито 7% в Самаре, Томске и республике Коми.
Своей точкой зрения на итоги этих выборов и дальнейших перспектив участвующих в них партий с "Электоратом.Инфо" поделился политолог Михаил Леонтьев:
- «Справедливая Россия» - популистская партия, мобилизующая ту часть пропрезидентского ресурса, который «Единая Россия» по понятным причинам использовать не может. Потому что «Единая Россия» - это партия, реально работающая с властью – причем не только с Кремлем и популярным президентом, но и со всей структурой российской власти, включая Правительство. И не боится нести за эти решения ответственность, в том числе и за непопулярные.
Задача «Единой России», которую ставит перед собой партия, это обеспечение преемственности. Преемственности курса, преемственности кадров, преемственности выполнения нацпроектов. Это самое главное. Потому что без преемственности не может быть никакой стратегии. А значит, никакого реального результата.
«Справедливая Россия», разыгрывая карту внутренней оппозиционности, может заиграться и потерять линию преемственности – преемственности политики и преемственности ответственности. Она здесь играет в очень опасную игру. И может заиграться. Сейчас она, как никогда рискует превратиться в партию маргиналов. История показывает немало подобных примеров.
Миронов заявил, что теперь в регионах они будут создавать коалиции. Но с кем? Это опять из той же самой серии маргинальной политики. Понятно, с кем они могут создавать региональные коалиции. Поскольку они очень сильно разыгрывают «левую карту», то могут вступить в альянс с коммунистами. В принципе, могут создать коалицию с ЛДПР, но здесь есть некоторые нюансы – в силу специфики партии Жириновского. Могут с «зелеными» создавать союз. А могут и СПС. Вот это будет самый любопытный разворот событий.
Хотел бы особое внимание обратить на СПС. С одной стороны, мы наблюдаем возвращение СПС к жизни. Безусловно, 7% барьер им раньше даже и не снился. С другой стороны, надо понимать, какой ценой это возвращение в жизнь достигается. На этих выборах СПС выступила совершенно беспредельно. Это партия, которая обладает очень большим финансовым ресурсом. Можно сказать, относительно самым большим. Даже огромным. И это всем отлично известно.
Не надо никому объяснять, что такое СПС – это партия новых русских жирных котов, это партия крупного капитала. Кстати, если бы это была партия среднего и мелкого бизнеса, то электорального маневра у нее было бы меньше – они были бы привязаны к своей социальной базе. Но поскольку это партия крупного бизнеса и пореформенного российского чиновничества, то у нее есть возможность очень большого маневра. Жирные коты всегда могут между собой договориться. Они представляют собой не электоральную, а материальную базу.
Получается, что на этот раз СПС взяла себя на вооружение супер популистские лозунги, прикупив себе Антона Бакова – торговца ликвидным пролетариатом. Дошло до того, что в регионах СПС пытались обвинить в разжигании социальной розни. То есть это партия-перевертыш. Поставили огромные деньги на обман избирателей. Отсюда у них успехи в тех регионах, где они никогда не могли рассчитывать на серьезный электоральный результат.
В Самаре они потратили существенно больше «Единой России». Учитывая, что они изначально рассчитывали на гораздо меньшее число голосов, то вложения на каждый прогнозируемый мандат просто зашкаливали.
Там, где «приелись» старые протестанты, СПС выступала «на новенького» - для группы придурков. Я не знаю, насколько СПС сохранил ядро своего старого электората. Идет активная скупка придурков.
И все это было бы им практически недоступно, если бы они не вступили с кем-то в сговор. Скорее всего, в сговор с местной властью. Во многих регионах было снято с выборов «Яблоко». Как бы не относиться к этой партии, эти никогда такими вещами не занимались и у них есть свой традиционный электорат, хотя совсем-совсем маленький. Сильно деморализованный, сильно деградированный – но, все-таки, есть. Думаю, что если бы в тех регионах, где выступал СПС, выступало бы «Яблоко», то они бы точно не прошли.
Такое ощущение, что новое рождение СПС – купленное. Причем купленное и сверху – на уровне чиновников, и снизу – на уровне скупки голосов дураков, которых объегорили и которые не помнят, откуда вообще пошла партия СПС. Вот это все выглядит сюрреалистически. Мне кажется, что здесь все очевидно. Всему виной и определенное попустительство власти, а также огромная коррупция и сговор чиновников на среднем уровне. И, наконец, всему этому дала почва борьбы между собой двух партий власти. А это – опасно.
Я ничего не имею против присутствия либералов-западников в парламенте, если они представляют определенную группу избирателей. Иногда они могли бы давать конструктивную критику и в некоторых технических вопросах они выступать очень полезными оппонентами.
Это свидетельствует о подозрительных намерениях партию Партия-перевертыш, которая сейчас изображает из себя лояльную прогосударственную оппозицию, может в любой момент использовать эту политическую дырку, чтобы потом через нее завести оппозицию. Это Троянский конь, который, как все помнят, не воевал, а просто открыл ворота. Это типичный Троянский конь, сот всеми его признаками, включая крайнюю степень лживости, цинизма и принципиальной недоговороспособности. Это очень опасно.
Удивительно, что самую грязную технологию в истории российских выборов показала сейчас СПС. Они, на самом деле, переплюнули Жирика. Их «подпольное» вхождение в некоторые региональные парламенты позволяет говорить, что это не партия, а некий инструмент – кого попало и чего попало. У меня нет основания, что в условиях политического кризиса (к которому любая власть должна быть готова), СПС не выступит как «пятая колонна». Не хочу сейчас плевать абсолютно во всех деятелей этой партии – не стал бы плевать в Гайдара, так как считаю его не «пятой колонной», а политическим оппонентом и противником.
Но люди, которые сейчас взяли в руки СПС, они заставляют подумать: если у них такая тактика, то какая у них стратегия. Мама родная! Даже страшно себя представить. При таком огромном ресурсе, помноженном на связи и цинизм, нашему потенциальному противнику (которого они таковым даже не считают) будут в удобный момент открыты ворота страны. Все это вместе создает коктейль, который взрастит Троянского коня. Троянский конь не был большинством, не был серьезной силой, но он открыл ворота. СПС – это люди, функция которых открыть ворота, когда у них будет стоять войско противника.
И это надо понимать. Это повод для власти сделать выводы. Второй раз прийти во власть и отмочить такую же петрушку – это недопустимо. Сейчас либеральные политические партии вообще вынесены за рамки политической дискуссии – как партии, ставшие карликовыми. Но они карликовые только по поддержке народа, но в любой момент готовы выполнить функцию Троянского коня.
Но если бы кто-то масштабно обратил внимание на то, что они вытворяют – вот на эту гозмановищену последнего разлива – то пришел бы в ужас. За это надо просто бить – политически быть. Людям нужно наглядно показать, кто они такие и что на самом деле творят, прикрываясь баковской политической шелухой. На самом деле, это самые ненавистные для России люди. Особенно для тех, кого они сейчас стали якобы защищать. Если СПС позволяет себе такие вещи делать, то ужас для страны неизбежен.
Элемент «родинства», когда после определенного успеха съезжает крыша, присутствует и в «Справедливой России». А за крышей надо следить. Это очень важно. Не думаю, что Сергей Миронов может повести свою партию на Майдан, но своими действиями они могут разбудить такие силы и внутри, и снаружи.
Выборы показали, что при всех издержках ситуации в стране «Единая Россия» является стабильной партией, пользующейся доверием у избирателя. Сейчас раздаются крики, что людей лишили голоса на местах. Вранье это все. Никогда у нас выборы на местах не были столь политически значимыми – в том числе и в федеральном масштабе. Теперь каждая партия следит за своими позициями в регионах, интересуется положением дел в регионах, берет на себя обязательства, исходя из потребностей регионов.
А что было раньше? Какое отношение московская тусовка имела отношение к местным выборам? А ведь так они и было, но это почему-то забылось. Сейчас Россия стала единой страной с единой политической системой. Да, пока эта система еще не достроена, но она есть. Сейчас все, включая «борцов с кровавым режимом», говорят, что нынешние выборы – это генеральная репетиция федеральных. Но кто бы раньше даже мог о таком подумать? Если бы кто-то об этом заявил, то над ним бы просто посмеялись. Это показывает, что в стране все очень нормально.
Выборы создали хорошую ситуацию для «Единой России» в плане выборов. Ведь для того, чтобы партия была партией, она должна быть подперта с обоих сторон – достаточно жестко. Тогда у нее есть граница, тогда она – партия. Формируется рабочая структура.