Одной из главных интриг прошедших в российских регионах выборов, безусловно, стала попытка недавно образованной «Справедливой России» сделать серьезную заявку на будущие выборы в Государственную Думу. Реализовать свои политические амбиции – стать «равным конкурентом» «Единой России» «актуальные левые» могли лишь за счет своего главного конкурента по левому флангу – Компартии, сделав, к примеру, ее своим «электоральным донором».
Однако, судя по результатам минувших выборов, коммунисты смогли не только сохранить свой электорат в целости, но и обойти «эсеров» в большинстве регионов. Эксперты объясняют неудачу "Справедливой России" в попытке отбить левый электорат у коммунистов отсутствием «политического лица» у партии Сергея Миронова.
Некоторые итоги прошедших в воскресение региональных выборов Электорату.Инфо прокомментировал заместитель директора Института развития гражданского общества и местного самоуправления Илья Константинов.
- Удалось ли «Справедливой России» сделать внятную заявку на будущие выборы в Госдуму?
- «Справедливая Россия» сейчас находится в двойственном положении. С одной стороны, это партия власти, постольку ее возглавляют Сергей Миронов - председатель Совета Федерации и всем известно, что создание этой партии поддержал президент Путин. А, с другой стороны, это партия, претендующая на то, чтобы выражать интересы наименее защищенных слоев населения и это партия, претендующая на социалистическую идеологию, то есть партия, которая пытается занять место в левом фланге политического спектра.
Это двойственное положение «СР» и приводит к тому, что она одновременно состязается частично на поле, где традиционно господствует «Единая Россия» и частично на поле традиционно принадлежащей прежде всего КПРФ. Я думаю, что это положение будет сохраняться достаточно длительное время, по крайней мере, до тех пор, пока «СР» окончательно не определит свое политико-идеологическое лицо.
Лицо «Справедливой России» окончательно определится лишь после президентских выборов, когда президент сменится, и у этой партии не будет жесткой привязки к исполнительной власти и не будет такого откровенного патроната со стороны президента России. В этот момент наступит момент истины и этой партии придется определяться.
- Как вы думаете, с чем связан нынешний предвыборный популизм?
- Эта черта предвыборной кампании не только «мироновской» партии. Я могу в качестве примера привести и СПС, традиционно правую либеральную партию, которая во время нынешней избирательной кампании в том же Санкт-Петербурге обещала семикратное увеличение заработной платы. И это факт. Подобные призывы звучали из уст агитаторов СПС, и по моим сведениям аналогичные лозунги выдвигались СПС в других регионах. Просто в северной столице я был лично, поэтому могу это засвидетельствовать.