К активным формам протеста перешли члены московской организации «Союза правых сил», недовольные недавними решениями федерального политсовета по итогам перерегистрации. Они выставили пикет возле здания СПС на Малой Андроньевской улице с плакатами «Гозман? Спасибо, нет» и «Оргкомитет Гозмана – похоронная комиссия».
Напомним, что в апреле по решению федерального политсовета СПС и в соответствии с партийным уставом прошла перерегистрация членов московской организации. Её итоги оказались скандальными – если в декабре 2006 года там числилось свыше 2400 членов, то в апреле перерегистрацию прошло всего 902 человека. Поэтому федеральный политсовет принял решение о приостановлении полномочий руководства московской организации и проведении новой отчётно-выборной конференции. Руководитель московского отделения СПС и депутат Мосгордумы Иван Новицкий вошёл в состав оргкомитета по её проведению.
Деятельность московской организации либералов давно вызывала недовольство у федерального руководства «Союза правых сил». По многим принципиальным вопросам политической жизни москвичи выступали вразрез с решениями партийных съездов и политсоветов. Особенно чётко это проявилось в вопросе отношения к деятельности «Другой России» и её лидеров – Каспарова, Касьянова и Лимонова.
В резолюциях съездов и политсоветов СПС была ясно выражена позиция либералов – никаких совместных акций с маргинальным форумом экстремистов быть не может. По мнению руководства партии, «Союз правых сил» должен проявлять свою оппозиционность исключительно парламентским путём, борясь за изменения законодательной базы.
Хотя Никита Белых и появился, как частное лицо, на столичном «Марше несогласных» 14 апреля, многие наблюдатели восприняли этот демарш скорее как некий сигнал о том, что, если СПС будут вытеснять с политического поля парламентского представительства, то он теоретически может примкнуть к уличным акциям радикальной оппозиции.
Позиция же руководства московской организации - Новицкого, Шаргатовой и других по отношению к «Другой России» и «Маршам несогласных» является принципиально иной. Критикуя, зачастую справедливо, федеральное руководство за бюрократизм и популистские «избирательные игры» Бакова, часть московских либералов открыто выражала готовность принимать участие в мероприятиях «Другой России». И не скрывала при этом, что за их действиями буквально маячит персона одного из бывших руководителей СПС Ивана Старикова, ныне занимающего высокий пост в «Народно-демократическом союзе» Михаила Касьянова. Естественно, такой шизофренический расклад не мог продолжаться долго.
Как сообщил «Э-И» Иван Новицкий, отчётно-выборная конференция московской организации «Союза правых сил» пройдёт 24 мая в открытом для прессы режиме. Во многом она станет знаковой не только для СПС, но и для других политических партий, так как может показать ту границу внутрипартийной демократии, после перехода которой начинается бардак, а сама партия становится дискуссионным клубом.
Стоит отметить, что далеко не все в московской организации СПС поддерживают радикальные взгляды группировки Новицкого и Шаргатовой. Сама перерегистрация началась после того, как в адрес руководителей СПС Никиты Белых и Леонида Гозмана стали поступать обращения от некоторых членов, в частности, от бывшего депутата Мосгордумы Дмитрия Катаева, с просьбой дать оценку действиям руководства столичной организации, противоречащей общеполитической линии СПС.
Сегодняшний беспрецедентный пикет у федерального политсовета СПС говорит о том, что «несогласные» либералы заимствуют методы столь восхищающих их деятелей «Другой России». То есть вместо того, чтобы предъявлять претензии в соответствие с федеральными законами о политических партиях и внутрипартийными нормами решения конфликтов, они пытаются морально давить на своих недругов.
На одном из плакатов было написано «Никита, ты с кем?» Вопрос предельно актуальный. Белых давно пора определиться,какой «Союз правых сил» он якобы возрождает. «Клуб по интересам» без идеологии и с сомнительными избирательными трюками? Или серьёзную либеральную силу, которой так не хватает политической жизни современной России?
Роман Светлов