Статьи

Электрошок

19 апреля 2005 13:22

То, что электричество опасно для жизни, знают все. Об этом предупреждают всевозможные средства агитации, призывающие население аккуратнее обращаться с электричеством. Но о том, что электричество становится опасным для жизни, попадая в руки умелых политтехнологов, знает немногие.

На инаугурации нового, «всенародно избранного» мэра города Омска Виктора Шрейдера омский губернатор Леонид Полежаев произнёс загадочную фразу о том, что Виктор Филиппович очень удачно «оказался в нужное время в нужном месте с нужными людьми». Простой, на первый взгляд смысл фразы, подразумевающий приход в тяжелый для города момент человека, которого поддерживают и избиратели, и власть, приобретает зловещие очертания, когда становится ясно, как и в компании с какими людьми Виктор Шрейдер оказался в «нужное» время. Суть в том, что «нужное» время наступает аккурат перед региональными выборами и сценарий предвыборной борьбы выверен до мельчайших подробностей.

Простая игра

Наиболее лёгкий способ победить на региональных выборах – заручиться поддержкой действующей власти. Вариант практически беспроигрышный, но, с другой стороны, становящийся всё менее популярным. Избиратель уже научился разбираться в хитросплетениях выборных технологий и сразить его прямолинейными ударами уже не так просто. Тем более, что местное население далеко не везде любит своих городских и областных «отцов». Поэтому в ход идут другие технологии, призванные вызвать у населения любовь к кандидату, на деле решающего их, населения, проблемы. Самая большая головная боль для людей – это ЖКХ. И оказать помощь в этом вопросе, на фоне беспредела, к примеру, энергетиков – самый лакомый кусочек для претендента на власть. Именно этот момент и использует главный теневой игрок на рынке политического лоббизма в регионах РАО «ЕЭС России».

Схема, тиражируемая из региона в регион, проста, как и всё гениальное. В какой-то определённый момент в населённом пункте происходит одновременное отключение подачи электроэнергии большому количеству потребителей. Естественно, что это не может не вызвать возмещение жителей. И тут появляется ОН: на белом коне, размахивая шашкой и обещая снести головы всем, кто причастен к этому преступлению. ОН решает все проблемы, восстанавливает справедливость, обещает всем райскую жизнь и благодарные жители избирают его своим вождём. Правда о том, что в результате отключения люди, в лучшем случае просто несколько дней мёрзнут, подрывая своё здоровье, а в худшем случае бывают и летальные исходы; что останавливаются предприятия, портится оборудование и т.д. – предпочитают не говорить. Это всё необходимые жертвы политтехнологического процесса, с которыми, как правило, не считаются. Но если люди, проголосовавшие за «своего» парня надеются на улучшение жизни, то их ждёт жестокое разочарование. Цены на электроэнергию резко взмывают вверх, как расплата по счетам, выставляемым победителю пиар-агентством им. г-на Чубайса, за помощь энергетиков при прохождении кандидата во власть.

Добрые энергетики после выборов сбрасывают с себя овечью шкуру и с лихвой восполняют себе потери, понесённые на выборах. В ход идут все меры самого жёсткого отношения к должникам: веерные отключения целых городов и посёлков, судебные иски с требованием ареста имущества и т.п. Примеров «новой политики» российских энергетиков можно найти множество. Если посмотреть на карту региональных и федеральных выборов в России, то, практически, ни одни выборы не обходятся без участия энергетиков. И не дай Бог какому-нибудь руководителю пойти против воли всесильного РАО «ЕЭС».

А кто не будет брать, тому отключим свет…

40 лет лишения свободы – именно такой срок определили генеральному директору «Свердловэнерго» Валерию Родину журналисты газеты «Д.С.П.». Такие выводы были сделаны на основе сложившейся в Свердловской области ситуации с повышением энерготарифов и последовавшим за ним увеличением платы за коммунальные услуги. Правда представители «Свердловскэнерго» обиделись на журналистов за то, что их обвиняют в незаконных повышениях тарифов и отключениях электроэнергии, считая, что это не является предметом политического пиара. Но подобные ситуации возникают в каждом регионе и местные энергетики жестоко мстят за критику в свой адрес.

Так, например, в Воронеже тамошний мэр Александр Ковалев позволил себе обратиться с гневным письмом к руководителю РАО «ЕЭС», где требовал прекратить бесконечные отключения за неуплату. Ответ Чубайса на эпистолярные излияния мэра был прост: едва началась городская планёрка и Александр Ковалев открыл рот, как погас свет. Ожидавшегося включения резервного кабеля также не произошло. Поэтому еженедельное мероприятие продолжилось при выключенных микрофонах, заглохших кондиционерах и мучающихся темнотой телеоператорах.

Надо сказать, что местные АО-энерго имеют достаточно оснований, чтобы отключать муниципалитеты. Нет практически ни одного города, где бы его администрация не числилась у энергетиков в должниках. Так что случаи шантажа встречаются довольно часто.

В Псковской области накануне губернаторских выборов «Псковэнерго» придумало эффектную схему, позволившую добиться контроля над конкурирующей компанией ЭГУП «Псковоблэнерго», созданной губернатором области Михайловым. Понадобилось всего-ничего – заставить компанию расплачиваться за электричество не зачетно-вексельными схемами, а деньгами. Разумеется, полностью выполнять это требование оказалось для компании невозможным и вскоре долг ПЭГУП перед РАО превысил 140 млн руб. Тогда губернатору было предложено продать имущество компании «стороннему инвестору», в противном случае прямо перед выборами в Пскове начались бы масштабные веерные отключения. А перед глазами господина Михайлова был печальный пример прежнего мэра Пскова Александра Прокофьева, проигравшего выборы после серии отключений электричества в городе.

Впрочем, есть и другая ситуация, когда городская или областная администрации находят с энергетиками общий язык. Как, например, руководство Омской области, уже давно «взаимодействующее» с «Омскэнерго».

5 февраля 2003 года произошло отключение подачи электроэнергии на Таврическую водоразборную станцию и без воды остались пять сельских районов юга Омской области. Разгорелся скандал. В роли спасителя незамедлительно выступил омский губернатор Леонид Полежаев, прилюдно обвинив ОАО АК «Омскэнерго» в «энергетическом терроризме». Гнев губернатора передался и областной прокуратуре, выявившей «вопиющие нарушения гражданского и антимонопольного законодательства», и чиновникам из областной администрации – бывший вице-губернатор, а ныне мэр г. Омска Виктор Шрейдер назвал эти события провокацией. «Омскэнерго» ведет продуманную политику по дестабилизации экономической и политической ситуации в регионе. Господин Антропенко (генеральный директор «Омскэнерго») взял в заложники всю Омскую область», – бушевал Леонид Полежаев. Губернатор даже обратился с письмом к Анатолию Чубайсу с требованием наказать г-на Антропенко, который как раз собирался выставить свою кандидатуру на региональных выборах, запланированных на осень этого же года. Чубайс и вправду прилетел на разборки в Омск. Но после продолжительных переговоров Полежаев все свои претензии к энергетикам рочему-то снял. Так что стороны, кроме, разве что г-на Антропенко, чья политическая карьера оказалась загублена на взлёте, остались довольны: губернатор избавился от опасного конкурента, поднял свой рейтинг перед выборами и договорился с главой РАО «ЕЭС» о перспективах развития «Омскэнерго» и приоритетах в работе компании.

Нельзя со 100%-ной достоверностью утверждать, что операция была спланирована заранее, но нечто подобное можно было наблюдать два года спустя – в январе 2005 года. И опять в преддверии выборов. На этот раз жертвами «энерготеррористов» стали дети. В одночасье, без всякого предупреждения были полностью обесточены 70 школ, причём в момент, когда там шел учебный процесс. В школах, где имеются бассейны, дети в это время находились в воде и даже не смогли попасть в раздевалки. В большинстве школ ребята остались без горячих обедов, а скоропортящиеся продукты из холодильников отправлены на свалки. Отключились системы пожарной сигнализации и оповещения о чрезвычайных ситуациях.

Знали ли энергетики, что подвергают опасности здоровье и безопасность тысяч детей? Не могли не знать. Как не могли не знать и того, что скандал вызовет сильный резонанс в обществе и тот, кто его разрешит, одномоментно станет героем. В этот раз на роль героя был выставлен Виктор Шрейдер, вице-губренатор Омской области, баллотирующийся на пост мэра Омска. Более удачного старта для кандидата, чем спасение замерзших детей придумать было нельзя. Впрочем, дальше сценарий проходил по знакомой схеме: прокуратура Омска возбудила уголовное дело против энергокомпании, после вмешательства Шрейдера электроснабжение было восстановлено... в общем, все счастливы: городская власть дискредитирована, кандидат нацепил на себя ореол святости, а населению в очередной раз повезло, что никто не подхватил пневмонию и не умер. Выйдет, скорее всего, сухим из воды и «Омскэнерго», также как постоянно выходит из подобных ситуаций генеральная компания – РАО «ЕЭС России».

Электрический конь в политической упряжке

Стремление Анатолия Чубайса занять ключевую позицию на политической арене передалось и всей кампании. Главным показателем эффективности работы стало... количество упоминаний публикаций в прессе. Полученную же прибыль компания инвестирует не в модернизацию устаревших систем электроэнергетики, а на разного рода пиар-проекты, преимущественно в сфере политики. Причём у «Единых энергосистем» есть огромные резервы для снижения тарифов, которые они используют исключительно в своих целях.

Так, в самом начале 2004 года РАО «ЕЭС» снизило тарифы на электричество на 20% для населения. Правда, объявлено было о снижении тарифов только в пяти регионах (Ленинградской, Нижегородской, Пермской и Свердловской областей) и только на полгода. Удивительно и то, что через месяц в этих областях должны были проходить выборы. Так что можно только позавидовать прозорливости Чубайса, неоднократно заявлявшего, что в действиях компании нет политической составляющей, и выбравшего, видимо, первые попавшиеся регионы, можно только позавидовать.

Казалось бы, энергетическая компания заинтересована в росте производства, поскольку с умерших предприятий ничего не взять. Но зачем же придумывать сложные схемы, вкладывать деньги в долгосрочные проекты, если их, деньги, можно взять и так, за счёт населения и банкротств предприятий. А чтобы всё было тихо и спокойно, ставят удобных для себя руководителей в регионах, щедро платя за нужные назначения.

Сегодня РАО «ЕЭС» превратилось из энергетического монополиста в энергетического террориста, строящего свою деятельность на участии в политической жизни страны. Всё чаще «Единые энергосистемы» упоминаются в сообщениях о ходе региональных и федеральных выборов. И почти всегда диагноз один и тот же – энергетический терроризм, выражающийся в отключении объектов от подачи электричества.

Надо отдать должное разработчикам новой политики компании – РАО «ЕЭС», сознательно подставляясь под удар, сохраняет своё лицо, обвиняя во всём… региональную власть и кандидатов, использующих против энергетиков чёрный пиар. Расчёт прост: можно потерпеть несколько месяцев нападки журналистов, а потом, с прошествием выборов, интерес к теме угасает. Так и живут: терроризируя население, замораживая людей и руля всеми процессами в регионе.

Однако российская политическая элита (за редким исключением) не спешит бросаться в объятия энергетиков, держа в уме методы «энергетической поддержки», влекущей за собой смерти людей. Всё чаще планы РАО «ЕЭС», уверовавшей в своё всемогущество, срываются. Так, как это было в Алтайском крае с Михаилом Евдокимовым, в Красноярском крае с Хлопониным, когда к власти пришёл не только «их человек», но и когда они потеряли свои пакеты акций в региональном АО-энерго.

Но пока у них остаются ещё островки безопасности, как в той же Омской области, где на прошедших мартовских выборах мэра города победил Виктор Шрейдер. И не без их помощи. Там у них есть даже свой «гозман» омского разлива – председатель Совета директоров "Омскэнерго", Василий Зубакин. Именно под его руководством предпринимались попытки захвата омских предприятий по следующей схеме: силами «Омскэнерго» загнать предприятия в долговую яму, признать их некредитоспособными и перераспределить по остаточной стоимости активы предприятия в свою пользу. Именно с его согласия отключили детям свет. И это он финансировал избирательную кампанию новоизбранного мэра г. Омска Виктора Шрейдера, не гнушаясь никакими способами в деле продвижения своего подопечного. Это его заслуга в том, что накануне выборов в городе появилось самое одиозное издание выборной кампании – газета «Репортер». Начавшая свой путь в массы довольно мирно, и даже покритиковав для затравки губернатора, с началом избирательной кампании она превратилась в злобного монстра, источающего потоки желчной злобы и грязи на всех соперников Виктора Шрейдера, которого иначе «как рыцарем на белом коне» издание не называло.

Само собой, что столь рьяно Зубакин симпатизировал Шрейдеру не от доброты душевной. Может новый мэр снизить тарифные ставки на потребление электроэнергии и коммунальные платежи, являющиеся самыми высокими в России. Но вряд ли ему это позволят. Энергетики, при поддержке областного руководства, наверняка потребуют свои проценты за оказанные услуги и никуда уже из этого тупика В. Шрейдеру не выбраться. Ему останется только смотреть на то, как руководители «Омскэнерго» придумывают новые схемы для увеличения своего влияния в регионе и надеяться, что энергетический кризис не поразит его самого, как не справившегося с возложенными на него обязательствами.

Игорь Кулагин

Петр Дерябин