Проблем у оборонно-промышленного комплекса Сибири хватает с избытком. И они год от года только накапливаются, не претерпевая никаких положительных изменений. Но, как оказалось, это никак не мешает, а даже помогает в предвыборной кампании омского губернатора, вот уже не в первый раз обещающего возродить промышленносить. Только наивные полагают, что необходимо что-то возрождать для повышения своего рейтинга. Технология омского губернатора заключается в том, чтобы наоборот, всячески препятствовать развитию ОПК, дабы было чем козырять и что обещать в следующий раз.
Когда-то бюджет Омска и Омской области на 80% с лихвой обеспечивался предприятиями оборонного комплекса. Сегодня ситуация изменилась диаметрально противоположным образом. Промышленные гиганты, на которых трудились тысячи людей, обеспечивая безопасность государства, сегодня оказались в роли утопающих, которым самим необходима помощь.
«Омсктрансмаш», вот уже несколько месяцев находящийся в состоянии банкротства, и чья дальнейшая судьба до сих пор не решена. ПО «Полёт», находящийся в состоянии коллапса. Завод им. Баранова, вообще не понятно как до сих пор дышащий… Список можно продолжать. Проблемы омской «оборонки» всем давным-давно известны. И вот, для обсуждения вопросов реформирования оборонно-промышленного комплекса, перспектив развития предприятий авиационного и машиностроения, собирается окружная комиссии Сибирского федерального округа по вопросам реформирования сибирского ОПК. В числе основных тем значится критическая ситуация на заводе «Трансмаш», производящего боевые танки Т80У. Специально для изучения дел на танковом заводе, который сейчас проходит процедуру банкротства, в Омск прибыл начальник департамента аппарата советников президента РФ Александр Рожков, который естественно обеспокоен тем, что погибает завод, продукция которого имеет и спрос и потенциальных заказчиков. Присутствует и областное руководство…
У Михаила Задорнова есть замечательная фраза: «Как можно бороться с компартией под её руководством?». Великолепный пример этой формулы можно было как раз наблюдать на заседании комиссии, прошедшей под председательством заместителя полномочного представителя президента РФ в Сибирском федеральном округе Игоря Простякова и губернатора Омской области Леонида Полежаева. Цинизм ситуации заключался в том, что одним из председательствующих был тот, благодаря кому омская «оборонка» и оказалась в столь плачевном состоянии.
Столь трепетное отношение к гибнущему заводу было проявлено не случайно. Не случись предпосылок для крупного международного скандала, проблемы «Трансмаша» остались бы только его проблемами. Дело в том, что сейчас в Москве, по приглашению министра обороны Сергея Иванова, находится глава военного ведомства Южной Кореи Юн Гван Ун. Цель визита - перспективы развития военного и военно-технического сотрудничества. И вот на этих перспективах вполне может быть поставлен жирный крест. Дело в том, что Сеул настаивает на организации Москвой в Южной Корее ремонта и технического обслуживания основных боевых танков Т-80У, выпускавшихся заводом «Трансмаш», поставленных в Южную Корею в конце 90-х. Но «Трансмаш», благодаря «вниманию» региональных властей, представляет собой душераздирающее зрелище. Признаться же перед корейцами в том, что у предприятия, производящего грозную технику, есть только одна проблема – как выжить, значит поставить под угрозу дальнейшее сотрудничество. Но выходить из ситуации как-то надо. Вот и полетела в Омск комиссия, чтобы на месте разобраться что к чему. И разобралась. Главной причиной, по которой завод попал в столь тяжёлое положение, стало заведомые искажение ситуации различными федеральными структурами, информирующими Москву.
Что это за структуры, пояснено не было. Видимо те, кто каждый день говорил о том, что банкротство предприятия было заранее спланировано, что завод имеет массу долгов, что его помещения и прилегающие к нему районы (в которых, между прочим, живут люди) отключают от электроэнергии, что рабочие месяцами не получают зарплату. Однако губернские СМИ либо замалчивают об этом, либо придают этой информации статус провокации, дискредитирующей власть в целом и губернатора лично. Того самого губернатора, который неоднократно заявлял о том, что в последние годы значительные средства бюджета Омской области вкладывались с целью сохранения технического, технологического, кадрового и научного потенциала предприятий ОПК. Спору нет, средства действительно вкладывались. В этой связи интересно вложение миллионных средств в развитие того же самого «Трансмаша».
Однажды, Леонид Константинович Полежаев предложил, Правительства Омской области (которое возглавляет Полежаев) одобрило, а Законодательное собрание Омской области приняло решение (попробовало бы не принять) выделить заводу «Омсктрансмаш» кредит на погашение задолженности заработной платы.
С точки зрения инвестора, вкладывающего деньги в развитие производства, риск громадный – предприятие давно уже ничего не производит, маркетинговой политикой не занимается и продукцию завода мог купить только исключительно случайный прохожий. Но для руководителя региона, держащего в руке все ниточки управления областью, данный шаг был всего лишь способом получить прибыль. Причём прибыль, как показали дальнейшие события, гигантскую.
Итак, понимая, что вложенные деньги законным путём не вернуться (они просто уйдут на раздачу долгов), была реализована следующая схема. Инвестиционный союз в лице губернатора Полежаева, вице-губернатора Лупова и Заксобрания, выдают кредит в размере 100 млн. рублей под залог имущества предприятия, которое оценено в 500 млн рублей. Теперь, если предприятие кредит не возвращает, то его имущество переходит в распоряжение области. Предприятие, как и планировалось, кредит не вернуло.
Но заметим, что речь идёт не о какой-то коммерческой фирме, которое поставили на счётчик местные бандюганы, федеральное государственное предприятие. Таким образом, помощь предприятию заключалось в том, что дав на время государству 100 млн бюджетных рублей, кредиторы через полгода забрали у должника (то бишь самого государства) сумму, в пять раз превышающую стоимость кредита.
В уголовном кодексе это называется кража должностного лица государственного имущества в особо крупных размерах. В трактовке омского областного правительства - забота о возрождении ВПК.
Не менее показательна и другой пример «заботы» - ПО «Полёт». Долгое время предприятие, производящее авиационное оборудование, дышало на ладан. Бум с возрождением отечественного ОПК подсказал губернатору мысль о том, что повысить свою популярность в Омске, показав себя как защитника отечественного производителя, можно как раз при помощи «оборонки». Пряча подальше главного своего спонсора – компанию «Сибнефть» - Леонид Константинович всю свою предвыборную кампанию в 2003 году построил именно на обещании возродить ВПК.
Самые красивые обещания были про танк, который вот-вот начнет выпускать «Трансмаш» и АН-70, грузовой самолет, выпускаемый ПО «Полёт». Являясь достойным приемником Остапа Бендера, Леонид Константинович очень живописно нарисовал картину будущего успеха авиационного предприятия. Если верить развернувшейся пропагандисткой компании, новый самолёт являлся чудом из чудес и не сегодня-завтра должен был поступить на вооружение армий всего мира.
Для подтверждения слухов о немыслимых заслугах Леонида Полежаева в деле возрождения отечественной промышленности, поднявшейся, усилиями губернатора конечно, на недосягаемую высоту, была придумана показательная акция. Вершиной губернаторского благоденствия омским авиаторам стал наспех собранный небольшой самолёт АН-3, призванный явить собой всю мощь омского авиапрома и патриотизм омского губернатора. Ан-3, с гордой надписью «При поддержке губернатора…» на фюзеляже и экипажем под руководством знаменитого Артура Чилингарова совершил перелёт до Южного Полюса, где благополучно рухнул. Вся эта пиар-кампания омского губернатора обошлась предприятию в несколько десятков миллионов рублей, потраченных про производство самолёта и последующего вызволения его из ледяного плена.
Ещё более серьёзными потерями обернулся главный проект по производству АН-70. Прекрасная машина, над разработкой которой трудились не один год имела всего один недостаток – требовала серьёзной технической доработки. На это требовалось время, которого у Полежаева не было – близились губернаторские выборы и первый выпуск машины было необходимо сделать до их начала. А дальше хоть трава не расти. Это обстоятельство и погубило перспективное предприятие.
Как только дело дошло до обсуждения поставок самолёта, то сразу же вскрылись все недоработки. В результате военные заявили чётко – самолёт необходимо дорабатывать и в существующем варианте он не оправдывает вложенных в него средств. В результате Полежаев, чувствуя, что проваливается его предвыборный трюк, обрушился с критикой на Главкома ВВС России генерал-полковника Владимира Михайлова, обвиняя того, через третьих лиц, разумеется, не больше не меньше, чем в предательстве.
«Предательство» генерала заключалось ещё и в том, что он не позволил омскому губернатору срубить денег по-лёгкому. Когда ещё только обсуждалась схема финансирования производства, Полежаев настаивал на том, чтобы средства в полном объеме поступали в администрацию Омской области, и только потом распределялись на завод. Михайлов же справедливо полагал, что деньги должны прямо идти на производство. Леонида Полежаева такой расклад совершенно не устраивал и он начал активную борьбу за финансовый поток, стараясь нейтрализовать генерала. Публичные обвинения в некомпетентности Михайлова появлялись на страницах газетных полос и в телевизионным эфире с завидной регулярностью.
Но Михайлов, который привык думать больше об оснащении армии, чем об участии в грязных разборках и распиле финансовых потоков, сделал то, что сделал бы любой здравомыслящий человек – занялся делом. И в итоге генштаб делает выбор в пользу аналогичного самолета Воронежского производства.
Еще одна красивая губернаторская история, когда он рассказывает о своей помощи омской «оборонке» - выставка вооружений в Омске.
Каждый год она оборачивается скандалом, связанным с тем, что на выставку почему-то никто не хочет ехать. Причины этого губернатор ищет (и тиражирует свою точку зрения в СМИ) в происках конкурентов, завидующих Омску и потому мешающих проведению выставки. Других причин он не приемлет, а общество не стремится докопаться до истины, покупаясь на провокации о «врагах народа. Однако есть объективные причины, которые губернатор озвучивать не стремится.
Во-первых, уже давно принято решение, что выставки нам надо укрупнять, а не растаскивать их по мелким, никому не нужным площадкам. Во-вторых, на выставку никто не ездит в Омск по одной просто причине – профессиональной солидарности. Было бы странно представителям российского ОПК, более других осведомлённых и ситуации дел в своей отрасли и положения «оборонки» в Омске поддерживать выставку, организуемую тем, кто этот самый ОПК планомерно уничтожает. В-третьих, потенциальные покупатели обходят выставку стороной из практических соображений, поскольку знают плачевное состояние дел в омской оборонной промышленности и не ожидают увидеть ничего нового.
Наиболее ёмко высказал позицию российских производителей военной техники генеральный директор ОмПО «Радиозавод имени А.С.Попова» Иван Поляков: «Основная проблема предприятий ОПК Омской области заключается в позиции областного правительства. К большому нашему сожалению мы вынуждены констатировать факт того, что правительство Омской области пытается постоянно перетянуть на себя полномочия Правительства федерального и выполнять те функции, которые по определению должно выполнять государство, а не региональные группы влияния. До тех пор пока личный интерес некоторых представителей региональной власти будет выше общегосударственного интереса – будущего у омской оборонки нет».
Впрочем, даже эту ситуацию, Леонид Полежаев использует в своих интересах. Уже совсем скоро предстоит ожидать, что омский губернатор обратится к Президенту страны с вопросом о доверии и, как следствие, продлении своих безграничных полномочий. Но идти к Владимиру Путину с пустыми руками не пристало, поэтому Полежаев заранее начал готовиться к предвыборной кампании. Недавно было заявлено о создании НПО «МИР», который, по мнению Л. Полежаева, должен один заменить собой ряд предприятий омского ОПК, предварительно загнанных в долговые ямы. Такая же судьба ждала и «Трансмаш», на который уже никто не ставил, но неожиданно пришла помощь из Центра. Так что теперь Полежаев может опять с уверенностью говорить, что благодаря его своевременному вмешательству будет восстановлено производство продукции, столь необходимой государству. Безусловно, Леонид Константинович позаботится о том, чтобы федеральные деньги не попали в руки всяких проходимцев и лично проконтролирует всю кредитно-оздоровительную линию. А тщательность и расчётливость омского губернатора с финансовыми потоками известна. Получит ли завод помощь в полном объёме или понадобятся дополнительные инвестиции – сейчас сказать сложно. Но можно быть уверенным в одном – Леонид Полежаев позаботится о том, чтобы слава о нём, как о патриоте отечественной «оборонки» дошла до Президента и он продолжил бы свою благородную миссию защитника отечественного производителя. А трансмашовцам остаётся только повторять как молитву крылатую фразу: «Избави нас Бог от таких защитников. А от врагов мы оборонимся сами».
Игорь Кулагин