В то время как большая часть россиян пребывает в легком летнем ступоре – капается на своих дачных участках или нежится под палящим турецким солнцем, основные участники предстоящих думских выборов трудятся не покладая рук. В партийных недрах жизнь бьет ключом: активно формируются предвыборные списки, обкатываются новые избирательные технологии и комбинации. О том, как ведёт подготовку к выборам рассчитывающий на политический реванш «Союз правых сил» «Электорату.Инфо» рассказал лидер партии Никита Белых.
- Никита Юрьевич, каковы ближайшие политические планы СПС?
- Наши ближайшие планы – успешно выступить на выборах в Государственную Думу: пройти 7% барьер и сформировать фракцию в федеральном парламенте. Мы планируем сформировать фракцию в Государственной Думе 5-го созыва.
- Когда будет формироваться избирательный штаб?
- По осени. Это будет новый штаб, так как постоянно действующего предвыборного штаба в СПС нет.
- Кто из «креативщиков» там будет работать? Понятно, что Баков и Гозман. А кто еще?
- Там будет много разных креативщиков. Про структуры штаба и про персоналий я вам говорить не буду. Мы создадим достаточно большую и серьезную структуру. Будем широко использовать разные социологические и психологические методы, включая фокус-группы и многое другое. Будем различные инструменты использовать.
- Учитывая то, что вашим замом является профессиональный психолог, скажите, тексты СПС проходят какую-то специальную обработку – чтобы усиливать у избирателей симпатию к СПС на подсознательном уровне? Например, систему «ВААЛ» используете?
- Я не слышал об использовании такой программы. Но я не специалист в психологии текстов. Насколько я знаю, подобного рода механизмы у нас не используются.
- Ожидается ли какая-то «изюминка» в вашей избирательной кампании?
- Естественно, «изюминка» будет. Что конкретно, я комментировать пока не буду. Еще не время. Думаю, она приятно порадует наших избирателей и всех россиян. Изюминка будет обязательно.
- Какую предвыборную стратегию и тактику наметил СПС?
- Вопросы предвыборной стратегии и тактики будут решаться на съезде: это касается и программы, и списков, и ряда других вопросов. Вопросы «тройки лидеров» и региональных партийных списков мы будем обсуждать на съезде.
- По какому принципу будут сформированы партийные списки?
- Формирование региональных списков пойдет по принципу максимальной эффективности. То есть включать будем тех, кто больше известен в регионе, кто своим присутствием сможет принести нам больше голосов избирателей. Допускаю, что туда будут включены известные общественные деятели. Кто конкретно – не буду сейчас говорить, поскольку это обсуждение пока еще ведется в регионах.
- Войдут ли в списки СПС представители других политических сил – из числа так называемых «непартийных»?
- Мы не исключаем того, что в наших списках будут и не члены СПС. Но основной акцент все же будет делаться на членах партию. Сейчас пока не могу ничего точно сказать по поводу членов бывшей Республиканской партии – партии Владимира Рыжкова. Об этом говорить еще рано. С Владимиром Александровичем мы обсуждаем вопросы Алтая – у нас там есть свое отделение, которое находится в рабочем контакте с представителями бывших «республиканцев». Но взаимодействие со сторонниками Рыжкова не ограничивается Алтаем. Речь идет не о сотрудничестве в отдельно взятом регионе, а о взаимодействии в целом, на федеральном уровне.
- До съезда что-то важное в партии будет?
- У нас будет рабочее совещание – в середине августа. Очень важное рабочее мероприятие. Там для обсуждения общих вопросов соберутся руководители региональных отделений и руководители региональных штабов. На мероприятии будут все участники избирательной кампании – активисты, политтехнологи и так далее. Всего более 200 человек – большой такой состав. Совещание пройдет в Подмосковье – в одном из пансионатов или санаториев, которые сдают свои помещения для проведения семинаров. Этим занимается исполнительная дирекция.
- Какие региональные отделения СПС вы бы назвали проблемными, а какие – успешными?
- Если оценивать наши региональные отделения, то могу сказать, что «проблемных» у нас нет, есть только «продвинутые». Везде ситуация достаточно ровная. Естественно, ситуация лучше там, где у нас созданы фракции в региональных заксобраниях. Наши передовые территории – это Якутия, Архангельская область, Пермский край и ряд других регионов, где представители СПС в региональном парламенте составляют достаточную силу.
- На какой стадии находится ситуация с московской организацией СПС?
- Абсолютно все необходимые действия были приняты, они выполняются и реализовываются. Пока федеральный политсовет еще не принял решение о проведение конференции, но вполне возможно, что достаточно скоро это будет решено. Полномочия принятия решения по проведению конференции находятся у Федерального политсовета. В настоящее время сам ФПС осуществляет руководство московской организацией. Думаю, этот вопрос будет решен в августе.
- Кто, по вашему мнению, возглавит московскую организацию? Какова вероятность, что его лидером станет Борис Борисович Надеждин?
- Не думаю, что он возглавит московскую городскую организацию, потому, что он уже возглавляет московскую областную организацию. И работает там достаточно эффективно.
- Но ведь можно и совмещать…
- Нет, устав такого не предусматривает. По уставу – нельзя.
- Как вам кандидатура Бориса Ефимовича Немцова? Он в должностном плане относительно свободен – вроде только у Ющенко советником является и член ФПС СПС. На региональной работе он нигде не задействован.
- Борис Ефимович уже около года не является советником президента Украины Ющенко. Что касается руководства московской организации, то если он такое желание изъявит, то его кандидатура будет рассмотрена и Федеральным политсоветом, и самой Конференцией, и Московской организацией. Думаю, он будет одной из тех кандидатур, которая наберет достаточное количество голосов.
- С какими трудностями СПС может столкнуться на выборах?
- Со всеми возможными. Есть четыре этапа предвыборной кампании. Первый этап – это этап, связанный с регистрацией партии на выборах. Соответственно на нем партия может быть просто не зарегистрирована, что потом будет очень сложно опротестовывать. Мы с этим уже столкнулись на выборах в марте, когда нас сняли в пяти регионах, а восстановились мы только в одном.
Второй этап – это собственно сама кампания. Тут мы можем встретиться с противодействием со стороны административного ресурса. Это и не допуск наших кандидатов на встречи с избирателями (такое уже было в регионах), это и «палки в колесах» в ходе агитации, а также многое другое.
Третий этап – сам день голосования. Там мы ожидаем ограничения по допуску наблюдателей на избирательные участки, а также всяческие препятствия в их работе. Им будут мешать осуществлять контроль за соблюдением честных выборов. Четвертый этап – подсчет голосов. Тут тоже мы ожидаем проблемы.
- Какие вами уже заготовлены технологии противодействия?
- Соответствующая подготовка ведется, но я не хочу раскрывать все карты. Ко всем возможным препятствиям мы готовы. Со всеми возможными трудностями мы уже ознакомились в ходе весенней избирательной кампании и изучили различные «подводные камни».
- Есть ли у вас специальная аналитическая группа, которая разрабатывает идеи ликвидации этих «подводных камней»?
- Это функции штаба.
- Так штаб же еще не сформирован!
- Когда он будет сформирован, это станет его функцией. Сейчас этим, разумеется, занимаются разные люди. Кто-то занимается юридическими вопросами, кто-то организационными, кто-то административными. Фамилии называть вам не буду. Но персонально ответственные есть.
- Назовите сильные и слабые стороны СПС.
- Это будут оценивать избиратели.
- Кого вы считаете основным соперником на выборах?
- «Единую Россию». А также всех, кто будет допущен к выборам. Все они станут нашими соперниками. Ведь мы все боремся за голоса избирателей.
- Ждете подвохов и провокаций со стороны конкурентов?
- Конечно, ждем.
- И каковы будут ответные действия?
- Мы не занимаемся черными технологиями. Народ сам разберется, кто и как действует на выборах.
- Расскажите о главной идее вашей избирательной кампании.
- Мы проведем нашу кампанию как оппозиционная партия.
- Опишите социальный и гендерный портрет электората СПС.
- На сегодняшний день наш электорат не выделяется по этим основаниям. Есть избиратели, которые власть поддерживают, а есть избиратели, которые власть не поддерживают. Те, кто власть не поддерживают и понимают, кто является и кто не является оппозиционной партией – это и есть наш электорат. Есть те, кто понимают, какая партия по-настоящему является оппозиционной, а есть те, которые этого не понимают.
Наша задача – аккумулировать голоса тех избирателей, которые оппозиционно настроены и достаточно умны, чтобы сделать вывод, кто является оппозиционной партией. Нам надо консолидировать эти голоса.