История с бухгалтером мурманского регионального отделения Объединённого гражданского фронта Ларисой Арап, госпитализированной в областную психиатрическую больницу в Апатитах, получила своё логическое завершение.
Попытка устроить скандал на ровном месте, предпринятая руководителями ОГФ несколько дней назад, провалилась. Версию о возрождении в России карательной психиатрии в отношении инакомыслящих поддержал лишь бывший диссидент Владимир Буковский. Да и то по незнанию. Поскольку Владимир Константинович постоянно проживает в Великобритании, то, не имея возможности самостоятельно разобраться в ситуации, охотно поддержал предложенную ему для комментария версию. Хотя и не без юмора, посоветовав на всякий случай всем российским оппозиционерам немедленно пройти обследование у независимых светил психиатрической медицины. Оппозиция, по понятным причинам, решила не испытывать судьбу и врачи остались без уникальных пациентов.
А вот Ларисе Арап, в защиту которой выступили активисты ОГФ и охочие до дешёвых сенсаций журналисты, действительно требуется защита людей в белых халатах. Защита от тех, кто пытался на личном несчастье женщины собрать ещё один урожай политического капитала.
Сегодня в областной психиатрической больнице города Апатиты, где содержится Лариса Арап, высадился десант из представителей 11 СМИ, активистов гражданского комитета по правам человека из Санкт-Петербурга, а также чиновников комитета по здравоохранению правительства Мурманской области во главе с первым заместителем председателя Аркадием Рубиным. Поводом для такого неожиданного и представительного визита стали многочисленные публикации в СМИ о "несправедливо госпитализированной" Ларисе Арап. "Госпитализация одной из пациенток стала поводом для различного рода инсинуаций, - заметил Аркадий Рубин. - Мы хотим показать подвалы, в которых, как утверждает она в своей публикации, содержатся дети".
Главврач больницы Евгений Зенин подтвердил, что Лариса Арап уже проходила курс лечения в областной психиатрической лечебниц в 2004 году. "Обследование у психиатра в то время было проведено по инициативе её мужа. Больной казалось, что её семью преследуют, пытаются отравить, телефонные разговоры её прослушивают, - рассказал Евгений Зенин. - От этого Лариса Арап стала подозрительной и раздражительной. Именно в то время и было принято первое решение о её принудительном лечении", - цитирует врача мурманское издание "Би-порт".
Когда же в июле 2007 года Лариса Арап вновь обратилась в Североморскую ЦРБ для прохождения медкомиссии, то медики сразу заподозрили неладное. "Состояние Ларисы меня очень встревожило, - сообщила журналистам, присутствующим в областной психиатрической больнице в Апатитах, врач-психиатр ЦРБ Марина Рекиш. - Она была в этот день агрессивной. По словам Ларисы, круг её преследователей за прошедшее время с 2004 года только расширился - теперь в него вошли даже воспитатели детского сада", - сказала Рекиш, добавив, что в кабинете Лариса Арап "пыталась сорвать занавески с окна кабинета, сильно жестикулировала, кричала, что все мы настроены против неё". Именно неадекватное поведение Ларисы Арап на этом приёме и послужило основанием для принятия решения о направлении её на лечение в Мурманский областной диспансер, а 26 июля - переводу в Апатиты.
Ларису Арап госпитализировали 5 июля, а суд, принявший решение о принудительном лечении женщины, состоялся только 18 июля. "Мы понимаем, что две недели, которые прошли с момента госпитализации Ларисы, достаточно большое время. Однако, мы не в силах повлиять на деятельность судебных органов", - пояснил первый заместитель председателя комитета по здравоохранению правительства Мурманской области Аркадий Рубин.
Что касается голодовки, которую якобы объявила активистка ОГФ, то, по словам врачей, Лариса Арап отказывалась только от больничной еды, но на продукты, которые ей приносили родные, голодовка не распространялась, пишет "Би-порт".
"Сегодня мы показали вам все, что вы хотели. Как вы видите, нам скрывать нечего, и детей в подвале больницы мы не наказываем, - цитирует А. Рубина уже другое издание. - Мне больно, что состояние здоровья душевнобольных людей используется в политических целях".
Рубин также отметил, что местные власти "находились в той ситуации, когда ответить было необходимо, но по закону невозможно". Сегодня было получено разрешение Ларисы Арап на обнародование ее диагноза и теперь администрация Мурманской области намерена подать исковые заявления в отношения тех СМИ, которые распространили недостоверную информацию. Правда назвать силы, которым выгодны были бы все инсинуации, прозвучавшие в адрес больницы, зампред отказался. Но это было уже лишнее - они и так все на виду.
Между тем,пообщаться с виновницей массовой истерии СМИ журналистам не удалось, поскольку против этого выступила лидер Мурманского ОГФ Елена Васильева. Сама госпожа Васильева на сегодняшнем "мероприятии" замечена не была. Интересно, если господа правозащитники так стремились к публичности, а сама Лариса Арап, исходя из сообщений СМИ, запросто раздаёт интервью по телефону иностранным журналистам, то что же хотят скрыть мурманские оппозиционеры от независимых СМИ?
Евгений Дубровин