КС оппозиции не согласился на предложенный мэрией Москвы (кстати говоря, представляющей интересы многомиллионного города) вариант проведения "Марша свободы" 15 декабря и анонсировали несогласованную акцию на Лубянской площади. На вопрос может ли большинство навязывать волю меньшинству, "Электорату.Инфо" ответил известный журналист, политолог Михаил Леонтьев.
— Это бессмысленный вопрос, потому что ответ на него известен. С другой стороны вы видите, что организаторы этого мероприятия любой ценой любыми средствами пытаются сохранить процесс. Процесс сдулся. Я даже не говорю сейчас, сдулся он навсегда или временно, он очевидно сдулся. Поэтому их поведение очень естественно. Оно естественно с животной инстинктивной точки зрения. Они пытаются придумать создать ситуацию, при которой вот это сдувание будет сублимировано какими-то эксцессами, репрессиями, несогласованностью.
Если бы они вели себя также более или менее конструктивно, как они себя вели, когда вся эта движуха была на максимуме. Если бы они так бы вели себя сейчас, то мы бы просто видели кривую процесса в чистом виде. Вот они там же, где всегда собираются, тоже самое делают. И вот они собирались собирались, достигли пика и дальше вниз-вниз и все. И что им делать? То есть они дискредитируются в глазах самих себя, не говоря уже о всех остальных. О чем. ребята? Ни о чем, вообще ни о чем. А теперь им есть о чем.
Это же всегда было, начиная с первых несанкционированных митингов или даже частично санкционированных, они должны были переходить в несанкционированные. Они возвращаются в ту же фазу, в которой были до того, только уже наполненные манией собственного величия, которую надо поддерживать. Потому что разрешено идти направо, а налево нельзя, значит задача идти налево, прорывать кордоны. Это обычная тактика всех таких микропротестных движений. Потому что когда речь идет о реальном протесте, о нарастающей волне революционной естественного недовольства. Это может быть вполне массовое недовольство широких слоев, это может быть недовольство каких-то групп конкретных, даже предположим религиозных или национальных меньшинств. Но оно деморализовано некой целью, некой задачей, конструктивной или нет — не имеет значения. Но оно чем-то оплодотворено.
А это ничем не оплодотворенный протест. И выглядит это очень странно. С одной стороны поведение биологически естественный процесс. Оно предсказуемо как у собаки Павлова. И даже обсуждать это нельзя. Ее надо просто купировать как-то. Вот этот биологический процесс вгонять в коридор неопасный для окружающих. Это и делается. Не вижу здесь никакой проблематики. Главное, не делать ошибок. Не надо этот протест пафосизировать, помогать им. Пафоса меньше. Техническая задача. У сучки течка, не надо бить ее, ее все равно надо выводит гулять. Только надо, чтобы она как-то береглась от кобелей. И кобели береглись от нее, если вы не хотите иметь помет какой-нибудь непородистый. Вот и все.