Статьи

Убьет ли гражданская журналистика профессиональную?

14 января 2013 07:00

13 января 1703 года по указу Петра Великого в России вышла первая отечественная газета. Именно к этой знаменательной дате, по сути дела ознаменовавшей рождение российской журналистики, приурочен День российской печати. За 300 с небольшим лет российская — а в недалеком прошлом советская журналистика достигла своего апогея, а может быть и кульминации. И даже более того — сейчас нередко можно услышать, что с развитием социальных сетей, блогосферы профессиональная журналистика и бумажные СМИ как таковые уйдут в прошлое.

Действительно, не пора ли хоронить "вторую древнейшую", на смену которой приходит так называемая гражданская журналистика? Мнения на этот счет, впрочем, разделились. К примеру, известная писатель и переводчица Лариса Рубальская полагает, что конец журналистики уже близок. "Интернет уже сильней и быстрей, это точно, — говорит поэтесса в интервью "Электорату.Инфо". — Сейчас спасает журналистику только то, что не все могут пользоваться Интернетом". "Кто-то (читает газеты — прим.) по привычке, а кто-то по неумению пользоваться Интернетом. Поэтому по мере того как стареет и уходит вот это поколение, привыкшее читать, новое поколение конечно предпочтет Интернет. Он все закроет", — уверена Лариса Рубальская.

С писателем, однако, не согласен главный редактор "Комсомольской Правды" Владимир Сунгоркин. "Нет, не убъет", — убежден Владимир Сунгоркин и резонно объясняет, собственно говоря, почему: "Журналистика как ремесло требует профессиональных знаний, профессиональных умений и наконец профессиональной ответственности — того, чего блогосфера начисто была и будет лишена".

А вот известный актер и режиссер Василий Ливанов с пессимизмом смотрит на современную отечественную журналистику и СМИ в целом. "Дело не в Интернете, дело в том, что еще 20 лет назад пресса была частью нашей культуры и занималась вопросами культуры, ее развития, писала о том, что происходило в нашей стране. — говорит актер в интервью "Электорату.Инфо". — А сейчас эта пресса никакого отношения к культуре не имеет. Это пресса сплетен. Это поганые сплетни, вот что это такое. Чем занимается пресса — сплетнями. Чем занимается телевидение, всякие малаховы — это все сплетники. Сплетники циничные, наглые, лезущие в личную жизнь людей, клевещущие, вот в чем дело".

"Наша пресса чудовищная, — считает Василий Ливанов. — Она не выполняет никаких законов о печати. Законы существуют сами по себе, а пресса сама по себе. И это просто, я не знаю… покупаешь газеты и кроме огорчения ничего нет. Это пресса для людей, у которых нет собственной личной жизни, они живут чужими жизнями, сплетнями о чужой жизни. Вот и все". "Если такую журналистику, которая сейчас есть, убьет Интернет, — слава Богу", — резюмирует актер.

С ним, тем не менее, не соглашается заслуженный артист России Аскольд Запашный. "Как бы ни распространялась общественная публицистика, при этом все равно профессионалы будут оставаться профессионалами и будут существовать СМИ, которые публикуют то, что не может осветить ни одно из частных лиц", — уверен известный дрессировщик, впрочем, добавляя, что со временем может меняться формат СМИ и могут технологически развиваться электронные носители.

"Конечно же цифровые удобства показывают людям новые приоритеты: людям удобней пользоваться, к примеру, планшетами, вместо того, чтобы покупать огромное количество бумаги", — говорит Запашный в интервью "Электорату.Инфо". — Гораздо проще загружать что-то себе. Поэтому переход на новые носители — это да. А как профессия журналистка — конечно же нет, (не умрет — прим.). Также как невозможно убить какой-то вид искусства, оно может видоизменяться, принимать другую форму, но ни в коем случае не пропадать".

По мнению артиста, в любом случае будут оставаться информационные агентства, какие-то средства, которые будут просто называться не средства печати, а просто будут существовать в другой форме. "Штат журналистов будет оставаться. Все равно будет руководство, все равно будут какие-то направления — политическая информация, общественная и т. д.", — уверен Запашный.

Петров