«Родина» гораздо более интересна в этом плане хотя бы в силу ее врожденной разнородности, но здесь уже есть вполне определенный политический риск: по ряду косвенных признаков можно заключить, что отношения Рогозина с властью далеки от идиллических и, в случае его дальнейших резких шагов, вполне можно ожидать целенаправленных и эффективных мероприятий по полному разложению «Родины» и подрыву ее материально-технической базы путем специфической обработки спонсоров с привлечением правоохранительных органов. Это уже все поняли и потому «Родина» на местах, скорее всего, достанется тем, кому уже нечего терять. В Свердловской области, например, бренд «Родины» в свое распоряжение получил одномандатный депутат Е. Зяблицев, многократно менявший партийную принадлежность и убежавший в «Родину» из «Единой России», куда долго и нудно вступал перед выборами 2003 года и где он, похоже, никому больше не нужен.
Таким образом, в ситуации необходимости отстаивать свои конкретные политические и экономические интересы у региональных элит, оппозиционных местному руководству «Единой России» остается один вариант: сделать ставку на одну из множества мелких «федеральных» партий, купив оболочку и наполнив ее содержанием.
Но здесь возникает главная проблема: а как никому не известная партия успешно может конкурировать с «Единой Россией»? И может ли вообще быть какая-то конкуренция?
Как ни странно, но именно сейчас позиции «Единой России» уязвимы и слабы как никогда. Учитывая общее равнодушие избирателей к партийным брендам и их склонность голосовать за тех, кто в данный момент им нравится больше других, переломить ситуацию в свою пользу можно. Для этого необходимо лишь одно: смелость, переходящая в наглость.
«Единая Россия» на местах – это чванливые и бездарные серые чинуши, убежденные в своей непобедимости и непререкаемости своего авторитета. Это люди, благополучно проваливавшие все кампании всех «партий власти» – КПСС, «Демократического Выбора России» , НДР и «Единой России», но даже не заметившие этого.
Можно сказать, что провалов у «Единой России» вроде как и не было. Но это поверхностный взгляд. На местах партия власти всегда получает меньше, чем на федеральном уровне. Но главное не в этом: с «Единой Россией» никто никогда не боролся серьезно.
Собственно, здесь и лежит ответ на вопрос, вынесенный в заголовок статьи: «Единую Россию» победить можно и сделать это довольно просто, нужно только с ней побороться.
Надо только не побояться в ходе кампании припомнить чванливым «единоросам» все их художества – от монетизации и до коммунальной реформы, от Чечни до платной медицины – и речистые партийные ораторы смогут только проблеять в ответ что-нибудь вроде «Мы вместе с президентом!». Потому что они не готовы к борьбе. Потому что им нечего сказать людям. Потому что они вообще ничего людям говорить не собирались, свято веруя, что прикрывшись портретом президента и всей этой казенно-патриотической бутафорией, они гарантированно получат свои вожделенные мандаты.
Конечно, решиться на прямую схватку с зарвавшими провинциальными «единоросами» трудно и где-то даже рискованно. Но победителей не судят, а зовут возглавить «Единую Россию». Поэтому для победы нужна решимость и готовность рискнуть.
И тогда любой самый невзрачный бренд принесет успех. Потому что люди устали от лжи и готовы поддержать любого, кто скажет правду. Независимо от его партийной принадлежности.
В конце-концов, это единственная возможность для всех, кто не смог взять под контроль региональные отделения «Единой России» поучаствовать в политической жизни. Потому что если, идя на выборы под скромным брендом, еще и вести себя скромно, постоянно оглядываясь на «Единую Россию» и боясь сказать в ее адрес что-либо резкое, то никакого результата не будет вообще. Опыт региональных выборов показывает: только те, кто действительно боролись, получали места в думах. А те, кто боролись робко – с большим скрипом и огромными затратами проводили в думы одно человека из списка, фактически сдавая выборы «Единой России».
Поэтому опредляться надо заранее: надо искать подходящий бренд и тех людей, которые не побоятся публично сказать «единоросам» все то, что они упорно не хотят слышать. Только так можно победить «Единую Россию» на выборах.