Статьи

Стариков из СПС обворовал Лимонова

12 августа 2005 18:10

"НБП готова объединяться со всеми в любой момент и без всяких условий. Я говорил об этом уже черт знает сколько", заявил Эдуард Лимонов и  напомнил о своих предложениях создать «Россию без Путина». Почти с аналогичными предложениями выступил в "Независимой газете" один из идеологов СПС Иван Стариков.  

"Единым блоком хотят идти все. И я тоже, -  сообщил нашему сайту лидер НБП Эдуард Лимонов: "Только, разумеется, сохраняя при этом свою организационную самостоятельность. Ведь не даром существует КПРФ, существуют демократы и существуем мы. О том, чтобы выступать единым фронтом, я говорил уже выйдя из тюрьмы два года назад. Конечно, надо идти всем вместе!"

Между тем Лимонов возмутился по поводу видения Иваном Стариковым "Демроссии-2", которая якобы должна сплотить всех и вся: "Что значит, «которая сплотит…»? То есть они создадут организацию, «которая сплотит»?!  Пусть они создадут вначале, а то все разговоры да разговоры. Желающих сплачивать – очень много, но пока нет единого руководства у оппозиции. Так что же переливать из пустого в порожнее: время от времени кто-нибудь выступает и говорит, что надо сплотиться. На самом деле, никто не должен иметь преимущества в сплочении. Все должны работать на одну цель – «Россия без Путина». С этим я согласен!"

Стариков приводит пример построения канувшей в Лету «ДемРоссии»: «Эта партия вовсе не была идеологически однородной. Она объединяла социалистов и ультралибералов, последователей Солженицына и сторонников Сахарова, монархистов и анархистов, ура-патриотов и подчеркнутых космополитов, сторонников сильной президентской власти и адептов парламентской республики, тех, кто считал, что сохранение СССР необходимо, как воздух, и их яростных оппонентов». Он уверяет, что именно сейчас такое объединение должно получиться. Его не смущает разношерстность будущих товарищей, которых он хочет соединить в едином мысле-чувственном порыве.

Будущую победу эклектичной организации Стариков объясняет тем, что «объединенные демократы» смогли «правильно сформулировать общие цели, ценности и обстоятельства, оказавшиеся выше разногласий, противоречий и сотен личных желаний власти». Для них был общий враг – КПСС. Ну а для «ДемРоссии-2» автор предлагает объединиться на почве борьбы с Путиным.

Для подавляющего большинства россиян нынешняя инициатива Старикова выглядит либо анекдотичным абсурдом, либо издевательством над личными политическими предпочтениями. Интересно, а как отнеслись к подозрительному опусу политологи и представители политбомонда?

Сергей Марков, Институт политических исследований:

Я с глубоким уважением отношусь к Ивану Старикову и считаю его одним из людей, преданных идеалам демократии в современной России, в отличие от многих нынешних либеральных лидеров. Лично с ним я связываю возможность обновления либерального движения. В то же время его идею объединиться с фашистами, к которым я причисляю НБП, считаю тяжелой политической ошибкой, которая заведет либералов в тупик.

Я полагаю, что правые не должны двигаться по пути создания антикремлевской коалиции – такая коалиция с неизбежностью станет маргинальной и будет всячески дистабилизировать  политическую ситуацию в стране. В итоге  либералы окажутся заложниками в руках тех бессовестных интриганов, которые лелеют мечты о реванше олигархической партии в России.

Правые должны отстаивать либеральные принципы и, главное, отмежеваться от политики 90-х годов, которая принесла неисчислимые беды народу России. С этой точки зрения мне представляется правильным не союз с партией олигархического реванша, а наоборот, максимальное отмежевание от нее. Мы все заинтересованы в том, чтобы российские либеральные силы смогли обновиться и занять достойное место на российской политической сцене.

Сейчас в нашей стране количество людей с либеральными взглядами намного больше, чем непосредственно тех, кто голосует за эти партии. И главная причина этого кроется в нежелании лидеров правых отмежеваться от 90-х годов, которые прокляты нашим народом.

Валерий Хомяков, директор Агентства прикладной и региональной политики, член Федерального политсовета СПС:

Сама идея, возможно, и хороша, но ее реализация представляется сомнительной и нереалистичной. Я не знаю, как вот это все объединить. Демократы – и те не в состоянии договориться, а если туда добавить еще коммунистов, «Родину» и прочих, то это будет вообще нечто из области фантастики.

Хотя, может быть, при определенных условиях – если вдруг (не приведи господи!) произойдет обострение социально-политической обстановки – то такое объединение возможно. Но оно возможно исключительно в экстремальном случае, когда будет налицо угроза свержения конституционного строя, как это было, например, в 1991 году. В нормальной, спокойной, стабильной обстановке КПРФ и Родина, СПС и «Яблоко» будут идти отдельно: каждый своим списком.

Такое объединение возможно на президентских выборах – если лидеры договорятся о едином оппозиционном кандидате. Здесь будет ситуация несколько проще, чем с думскими выборами. И то я сомневаюсь в эффективности подобной комбинации. Ведь сложно объяснить коммунистическому избирателю, почему он должен голосовать не за своего любимого Зюганова, а, скажем, за Касьянова. Точно также и с электоратом других партий.             

Алексей Митрофанов, заместитель председателя Комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству (фракция ЛДПР):

Стариков своим выступлением подтвердил, что ЛДПР и Единая Россия – это две партии, которые себе обеспечили себе успешное участие в следующих выборах. Ну а все остальные теперь должны объединиться в колхоз, чтобы что-нибудь получить. В принципе, логично мыслит. У них иначе нет шансов.

Если освободиться от слов, то он подтвердил, что страна идет к двухпартийной системе. Все остальные сами виноваты – теперь они отходят на обочину политики. У коммунистов был свой шанс, но они его не использовали. Правые тоже «хороши». Ведь не мы раскалывали СПС, не мы недопустили союз Яблока и Чубайса. А поругались они между собой по банальной причине – из-за денег.  Кто-то успел во время приватизации получить меньше, кто-то больше.       

Алексей Островский, депутат ГД (фракция ЛДПР):

Стариков стремится сделать то, что Рогозин делает с КПРФ – заманивает в ловушку, чтобы затем на раскрученном бренде коммунистов куда-то выползти. Также и эта сомнительная статья: толкает все перечисленные там партии в общую яму.

Сейчас, пытаясь оппонировать Путину и строя всю свою политическую кампанию на идее ухода Президента, они наглядно доказывают реальную популярность главы государства в народе.      

Меня возмутило то, что Стариков называет нынешнюю власть «криминально-бюрократическим режимом». Со стороны тех псевдодемократов, которые развалили страну, это звучит просто кощунственно. Ведь именно они установили такой строй и в течение многих лет его лелеяли. Чудовищно, что они, бесцеремонно творившие зло себе во благо, теперь пытаются переложить ответственность на чужие плечи.

Андрей Савельев, заместитель председателя Комитета ГД по делам СНГ и связям с соотечественниками (фракция «Родина»):

Ответ совершенно очевиден – это какая-то дурная политология объединения всех и вся, особенно – среди тех, кто идеологически абсолютно несовместим. Если СПС и «Яблоко» не смогли договориться, то что уж говорить об СПС и «Родине» – это вообще какой-то нонсенс: мы идеологические антиподы. Электорат «Яблока» нам близок – мы выступаем в защиту этих избирателей. Но различия чисто человеческого плана не позволяют нам заключить с Явлинским какой-либо партнерский союз.

Да и вряд ли возможна коалиция между КПРФ и «Родиной». Здесь тоже имеются близкие электоральные группы, есть близость в понимании социальной политики, которую необходимо проводить. Но одновременно идет конкуренция на одной и той же политической площадке и есть ряд принципиальных разногласий, связанных с государственным и национальным строительством, а также с проблемой ответственности за предшествующий период деятельности. К тому же, надо еще учитывать и личностные факторы лидеров КПРФ.

Так что, такой союз вряд ли может состояться. На парламентских выборах возможен дружеский нейтралитет. Именно нейтралитет: без взаимных объединений и жесткой критики, но никак не объединение. А в 2008 году я не исключаю союз, если удастся договориться о едином кандидате.  Но, вероятнее всего, ни то, ни другое не состоится из-за мировоззренческих предпочтений коммунистов.      

Что касается предложенного объединения, то это все – чепуха. Во-первых, среди перечисленных объединений есть общественные структуры. Они играют роль не в политической борьбе, а  в политическом пиаре.

Лимонов в силу тоже своих личностных характеристик партнер абсолютно невозможный: обязательно какую-нибудь гадость скажет в начале разговора. И дальше дискуссия с ним уже просто не может состояться. Поэтому все прогнозы на тотальный альянс абсурдны, также как и малоперспективны двусторонние объединения вышеперечисленных сил.    

Андрей Исаев, председатель Комитета ГД по труду и социальной политике (фракция «Единая Россия»):

Если такое объединение будет, это будет самый большой политический анекдот последнего времени.

Люди, которые начинали объединяться в организации, борющиеся с коммунистами, и коммунисты, которые всю дорогу заявляли, что они борются с либералами, объединяться в едином порыве ради политического желания и захвата власти. Это будет анекдот!


Петр Дерябин