Общественные и правозащитные движения, а также политические партии, вышешдише в народ, чтобы заявить о своей поддержке владельцу нефтяной компании ЮКОС Михаилу Ходорковскому, показали своё истинное лицо… то, которое со спины пониже кобчика.
Отечественная оппозиция очень гордится своей принципиальностью, моральной устойчивостью, мужеством и твёрдостью духа. Не меньше, а может даже и больше, гордится тем, что власть бессильна против их голоса гражданских свобод и дрожит перед «стремительным нарастанием числа сторонников Ходорковского». Вот чтобы окончательно запугать власть и завербовать в свои ряды ещё пару-тройку миллионов сторонников, в понедельник вечером на Пушкинской площади собрались помитинговать правозащитные организации и политические партии: движение «Мы с Ходорковским», «Права человека», «Наш выбор», СПС, «Оборона» и другие. Многочисленные сторонники «матросского» сидельца, количество которых в самый пиковый момент достигло почти 100 человек, придя на площадь растерялись: рядом с ним развернули свой пикет несколько десятков ребят из "Молодёжного единства», считающие, что «вор должен сидеть в тюрьме» и подкрепившие свои слова звонкоголосой какофонией фанатских дудочек. Кстати, среди молодёжи были не только партийцы, но и обычные студенты московских вузов. Не исключено, что в их рядах могли оказаться члены других политических организаций. По крайней мере Андрей Савельев из партии "Родина" заявил, что "сейчас Ходорковский никому не нужен, только вот этим политическим отбросам".
Звуки дудочек едва не сдули "политических отбросов" с места событий. Сначала те было рванулись в Пушкинский сквер, но потом решили всё же остаться на месте, открыв для обозрения прохожим и неожиданным конкурентам по митингу свой развесёлый тыл. «Оборонцы» тут же принялись расписывать плакаты с изображением Ходорковского новыми надписями, поэтому редкие любопытствующие так и не смогли понять, почему говорят о Ходорковском, а на плакатах «Было, мычать». На незапланированный призыв живо отреагировали правозащитники, гурьбой ринувшиеся к микрофону. Но звукоусиливающая аппаратура оказалась маломощной и дородным борцам за гласность приходилось тесниться вокруг выступающих, которые хрипели из всех сил.
Как рассказывает один из участников событий, «градус кипения на площади, казалось, вот-вот будет достигнут. На лицах пришедших читались недоумение, растерянность и гнев, а многие – это было видно – с трудом сдерживались, чтобы не перейти к перебранке или рукоприкладству». Но, вопреки ожиданиям, ничего не произошло. Сторонники Ходорковского, отметившись у микрофона и перед теле- и фотокамерами незаметно исчезали с площади. А вскоре (за час до официального окончания) флаги и транспаранты были свёрнуты и митингующие разошлись по домам.
Но если кто-то подумает, что оппозиция смирилась с поражением, то сильно ошибётся. Ещё в ходе самого митинга оппозиционеры предприняли яростную атаку на молодёжь из «Единства», осыпая тех оскорблениями, от которых завяли даже цветы соседней на клумбе. А уже после окончания мероприятия, подсчитав, сколько удалось раздать листовок, принялись строчить жалобы в префектуру и правоохранительные органы на незаконные действия властей. А молодёжь, которая при всяком удобном случае говорит о тактике уличной борьбы, грозясь применить технологии «оранжевой» революции и вывести на улицу сотни тысяч людей, была воодушевлена подобным исходом противостояния с идеологическими противниками. Один руководителей молодёжного движения «Оборона» Олег Козловский так описал итоги митинга: «В общем, хотя им удалось сорвать большинство выступлений, психологически и морально мы победили, да и повеселились на славу. Думаю, что такой стеб над провокаторами - лучшее средство от них. Уж точно лучше, чем драка или отступление».
Вспоминается ещё один эпизод, связанный с молодёжной «Родиной». Весной, на одном из митингов оппозиции появился Владимир Жириновский и как обычно начал раздавать деньги. Лидер молодежной «Родины» Сергей Шаргунов (обещавший, кстати, в скором времени устроить в Москве вместо Майдана Манеж) со своим оруженосцем Леонидом Развозжаевым подошли к Жириновскому и начали выкрикивать: «Позор!» Перепалка с охранником лидера ЛДПР закончилась тем, что тот схватив одной рукой Развозжаева, а второй - Шаргунова отнёс их подальше. Пришлось прибегнуть к помощи милиции, чтобы освободить героев, которые, спрятавшись за металлическое ограждение, продолжили бороться с противником. «Я тебе, сука, кишки выпотрошу!», – кричал из-за забора Леонид Развозжаев, чувствуя себя в полной безопасности.
Такой же тактики в отношении политических оппонентов придерживаются и другие оппозиционеры. По словам Романа Терешкова, руководителя исполкома «Молодежного единства», им уже угрожали. "Звонили в офис и грубо намекающим тоном рекомендовали не появляться там, где будет проходить их мероприятие", - рассказал он. Впрочем, дальше угроз и плевков из-за плеча милиционеров дело не пошло.
Видимо нечто подобное и стоит ожидать во время декабрьских выборов в Мосгордуму, когда столь «яркие» и «неординарные» действия оппозиции могут «серьезно пошатнуть позиции действующей властной элиты». Как когда-то говорил классик: «Над кем смеётесь? Над собой смеётесь!».
Иван Неплюев