«Яблоко» стремительно теряет свое лицо - лицо Григория Явлинского. Он постепенно устранился от политических баталий, почти все свободное время старается проводить в родном Львове и уже фактически уступил постамент партийного вождя гипотетическому преемнику.
В подтверждение этой версии, отмечает "Собеседник", несколько дней назад Явлинский даже обнародовал «открытое письмо в региональные организации». Сам главный «яблочник» назвал письмо «Новые вызовы», но прочие демократы в виртуальном «Живом журнале» подобрали ему другую характеристику, которую на интеллигентном языке можно сформулировать так: манифест человека, который все проспал (на самом деле слова использованы куда более резкие).
Факты остаются фактами: Явлинского в последнее время совсем не видно на политической сцене. Лидер «Яблока» и прежде не отличался волей к борьбе, но его нынешний пессимизм перешел шекспировские границы:«Ситуация в России меняется, и перед нами возникают все новые и новые вызовы… Началась зачистка политического поля для партии власти и ее нового филиала... Региональные власти убеждали наших избирателей, что, даже если мы выиграем, в Законодательном собрании при доминировании «Единой России» будет ничего невозможно сделать.
И мыслящие, оппозиционно настроенные люди на выборы просто не пришли». Из этого Григорий Алексеевич делает вывод: «Если бы выборы в Думу были сегодня, то в них не следовало бы участвовать». Определенная (убийственная для партии) логика в этом, безусловно, есть: зачем «Яблоку» участвовать в выборах, если за него все равно мало кто голосует.
По последним данным «Левада-центра», Явлинскому доверяет лишь один человек из ста. И теперь, чтобы поддерживать былой авторитет, ему приходится «играть в Лимонова» – писать письма издалека и делать громкие и безапелляционные заявления.
Так что, как ни удивительно, в политической истории этой партии уже можно ставить точку. Причем подобную метаморфозу политической эволюции «Яблока» можно было предсказать несколько лет назад: оно успело побыть и зеленоватым от долларовых вливаний Гусинского (которые никто даже не скрывал), затем покраснело после финансовой поддержки спонсировавшего еще и коммунистов ЮКОСа, потом – коричневатый оттенок, подружившись с Лимоновым, и наконец, окончательно превратилось в сухофрукт, из которого Явлинский теперь словно бы предлагает сварить компот и закатать в трехлитровые банки на зиму. Впрочем, компот вряд ли получится удобоваримым.