Неожиданно пропал подсудимый по делу «ЮКОСа», гражданин Испании Антонио Вальдес Гарсиа. Испанец, с конца 90-х годов работавший в России на НК ЮКОС, прилетел в Москву из Мадрида в июне 2005 года по просьбе следователей Генпрокуратуры, пообещавших, что тюремное заключение ему здесь не грозит.
Гарсиа счел невозможным отказать следователям, поскольку те обещали навсегда закрыть ему въезд в Россию, где у него была работа, жилье и любимая девушка. В Испании же у него не было ничего – только дальние родственники.
Как отмечает "Коммерсант", в аэропорту его встретили сотрудники ФСБ и МВД, заявившие, что его поручено охранять от службы безопасности ЮКОСа, которая за ним охотится, и увезли на подмосковную базу ОМОНа. Охранявшие его милиционеры решили помочь следствию и убедить господина Вальдес-Гарсиа в том, чтобы он сдал "организаторов преступлений" из числа руководителей ЮКОСа.
В апреле 2006 года судья Басманного суда Елена Ярлыкова начала слушать дело Антонио Вальдес-Гарсиа и еще двух подсудимых – экс-гендиректора компании "Ратибор" (аффилированной структуры ЮКОСа) Владимира Малаховского и бывшего заместителя директора дирекции внешнего долга ЮКОСа Владимира Переверзина. Они обвинялись в соучастии в хищении $13 млрд, из которых $8,5 млрд якобы были легализованы. По версии следствия, сырая нефть, добываемая дочерними предприятиями ЮКОСа, на бумаге поставлялась компаниям "Фаргойл" (ею руководил господин Вальдес-Гарсиа) и "Ратибор" (гендиректором был господин Малаховский), зарегистрированным в зонах со льготным налогообложением Мордовии и Эвенкии.
Купленное по заниженным ценам сырье эти фирмы продавали уже по рыночным ценам, а выручку отправляли в зарубежные офшоры. Делалось это с целью экономии на налогах, однако Генпрокуратура усмотрела в данных действиях хищение и отмывание денег ЮКОСа. Но при этом потерпевшим был признан не ЮКОС, а ОАО "Юганскнефтегаз", владевшее 0,00003% его акций и якобы, как акционер, пострадавшее от растраты денег ЮКОСа.
Как полагает издание, исчезновение Вальдеса-Гарсиа сорвало вынесение приговора по его делу, тесно связанному с новым делом Ходорковского и Лебедева. Обвинения, которые им со дня на день готовится предъявить Генпрокуратура в читинском СИЗО, как раз связаны с поставкой нефти дочерними предприятиями «ЮКОСа», в частности фирмой «Фаргойл», которая, по мнению следствия, происходила лишь на бумаге.
Вчера корреспондент "Коммерсанта" попросила прокомментировать факт исчезновения подсудимого Вальдес-Гарсиа его адвокатов Артура Воробьева и Татьяну Ножкину. Господин Воробьев от комментариев отказался, а госпожа Ножкина сказала: "Он пока не нашелся. Где он, я не знаю". Официальный представитель посольства Испании в РФ Игнасио Морено Госалвес сообщил, что в ноябре-декабре прошлого года посольство через свое генконсульство предлагало Антонио Вальдес-Гарсиа консульские услуги и он, поблагодарив за это предложение, заявил, что в случае необходимости он ими воспользуется. "Но пока он с нами в контакт не вступал",– сказал господин Госалвес.