Новости

Эстонские власти запретили возлагать цветы к Бронзовому солдату

23 апреля 2007 09:08

Эстонская полиция запретила проводить митинг в защиту монумента Солдату-освободителю. Члены добровольного движения «Ночной дозор» собирались провести акцию «За толерантность и диалог!» в минувшее воскресенье.

У памятника Часов Свободы недалеко от Бронзового солдата они намеревались призвать всех сторонников сохранения памятника возложить цветы к его подножию. «Мы хотим убедить власти не ставить до 9 мая вокруг монумента ограждение, чтобы в День Победы все желающие могли возложить к памятнику цветы», – сказал активист «Ночного дозора» Димитрий Кленский.

Полиция обосновала свой запрет тем, что пикет может угрожать общественному порядку. Также, по словам представителей местных властей, организаторы мероприятия не сообщили о его проведении за семь дней до его начала, как предписывает закон.

Тем временем, в Эстонии перед началом раскопок Братской могилы у памятника Воину-освободителю в Таллине проводится мобилизация полиции. Полицейским запрещены отпуска, а уже находящиеся в отпусках сотрудники отзываются обратно на службу. Сегодня в Таллин должны прибыть дополнительные силы из периферийных полицейских префектур, а также сотрудники центральной уголовной полиции.

Напомним, 18 апреля информагентства со ссылкой на министра обороны Эстонии Яака Аавиксоо сообщили, что раскопки братской могилы у монумента Воину-освободителю могут начаться 25 апреля. Раскопки с последующим переносом останков на военное кладбище должны занять две недели. Таким образом, 9 Мая доступ к памятнику будет закрыт.

Российские политики резко осудили действия эстонских властей:
Геннадий Зюганов, лидер КПРФ, считает, что проблему с Бронзовым солдатом «можно решить за одну неделю — путем введения экономических санкций». «Эстония формирует треть своего бюджета за счет энергоресурсов из России, — указал Зюганов. — Во времена СССР в Эстонии построили порт на 4 миллиарда советских рублей. Там есть вклад каждой союзной республики. Можно предъявить официальный счет, и они перестанут возиться с памятниками и переименованием улиц».

Владимир Катренко, замсекретаря президиума генсовета «Единой России», считает, что в Таллине происходит акт вандализма и стыдится за Эстонию. «Вся Россия напряженно следила за непонятными действиями руководства Эстонии в отношении братской могилы и монумента Воину-освободителю в центре Таллина, — говорит Катренко. — До последнего момента россияне надеялись, что разум возобладает, и эстонские власти откажутся от демонтажа памятника. Увы, эти надежды не оправдались».

«Сегодня мы наблюдаем настоящий вандализм, на который дано официальное добро, — подчеркнул Катренко. — Мне стыдно за наших соседей, которые в канун Дня Победы не придумали ничего лучшего, как глумиться над павшими. Из-за действий эстонского руководства ветераны даже не смогут выполнить свой традиционный ритуал: пройти к Воину-освободителю и возложить цветы в память об ушедших товарищах. Можно не любить русских и Россию, но низко и недостойно — воевать с могилами, оскорбляя память погибших и ныне живущих солдат той страшной войны».

Владимир Жириновский, лидер ЛДПР, предлагает радикальные меры в борьбе за Бронзового солдата. «Надо быть жесткими, волевыми, резкими! На каждую пощечину России отвечать другой — в два раза сильнее, — заявил Жириновский. — Можно принять адекватные меры экономического характера. Энергобезопасность Эстонии полностью зависит от России: достаточно вырубить рубильник, и там наступит полная темнота, все остановится — больницы, фабрики, транспорт. Пускай они ползут тогда к нашему памятнику!"

Александр Чуев, член центрального совета «Справедливой России», говорит о возможности перезахоронения праха советских воинов в России. «Снос памятника — это, конечно, не повод для серьезной дипломатической войны, однако определенные шаги наши дипломаты должны предпринять, — сказал он. — В частности, имело бы смысл проработать возможность переноса останков советских воинов в Россию для перезахоронения. Думаю, эстонская сторона не возражала бы против этого».

Михаил Барщевский, лидер партии «Гражданская сила», говоря о Бронзовом солдате, напоминает России о ее величии и недавнем опыте сноса своих памятников советской эпохи. «России надо проявить великодержавное спокойствие, — считает Барщевский. — Когда я впервые услышал о решении эстонских властей, у меня тоже было желание встать с плакатом «Позор!». Но потом я попытался понять эстонцев. Я побеседовал с тремя коренными жителями этой страны — эстонцем, русским и евреем, — и все они, не сговариваясь, сказали: «Но вы же убрали памятник Дзержинскому!"

«Сам я не могу согласиться с таким сопоставлением, — добавил Барщевский. — Но нужно понять, что все-таки для них это памятник несвободе. Во время Великой Отечественной войны мы были субъектами войны, — и фашисты были ее субъектами. Мы и немцы воевали друг с другом. А эстонцы себя считают объектами этой войны, они и нас, и немцев рассматривают как оккупантов. И, поскольку мы у них стояли дольше, то и неприязнь к нам оказалась сильнее».