Сегодня в Эстонии должны начаться раскопки Братской могилы советских воинов, павших за освобождение Таллина в сентябре 1944 года. Внешнеполитическое ведомство России выражает резкий протест и призывает власти страны «отказаться от планов по переносу памятника и захоронения, направленных по сути на пересмотр роли стран антигитлеровской коалиции в победе над фашизмом во Второй мировой войне и противоречащих не только нормам международного права, но и элементарным принципам человеческой морали и гуманизма».
Напомним, что приказ о проведении раскопок глава минобороны Эстонии Яаком Аавиксоо подписал 8 апреля. В тот же день министр сообщил об этом в Таллиннскую мэрию. В письме он известил, что раскопки начнутся в сроки, определенные законодательством, или через семь дней после направления уведомления. Этот срок уже истек.
Несмотря на то, что Аавиксоо пообещал информировать общественность о ситуации вокруг Братской могилы и памятника, конкретная дата начала раскопок держится в секрете. Тем не менее, по ряду косвенных фактов эстонские СМИ делают выводы, что раскопки начнутся сегодня.
Объявлено, что раскопки в сквере возле памятника займут не менее двух недель, то есть доступ к нему 9 мая будет закрыт, и горожанам не удастся по многолетней традиции возложить в этот день цветы к подножию "Бронзового солдата".
Опасаясь акций протеста в связи с началом раскопок и демонтажа монумента, с этой недели в эстонской полиции отменены все отпуска, в Таллин привлечены дополнительный контингент стражей порядка из других городов, в состояние повышенной готовности приведены подразделения для борьбы с уличными беспорядками. По данным некоторых СМИ, сюда же передислоцирован один батальон эстонских Сил обороны из Тарту.
Накануне премьер-министр Эстонии Андрус Ансип, выступая на «дне открытых дверей» в парламенте республики, заявил, что по его мнению на Тынисмяги были похоронены либо «советские солдаты, которые, будучи пьяными, попали под свой танк», либо «расстрелянные мародеры», либо «скончавшиеся пациенты из расположенной неподалеку больницы». Кроме того Ансип в очередной раз повторил свой тезис о том, что раскопки около Бронзового солдата необходимы, поскольку позволят ответить на вопрос, есть ли там вообще захоронение или нет.
В минувший понедельник МИД РФ выразил резкий протест и призвал власти страны «отказаться от планов по переносу памятника и захоронения, направленных по сути на пересмотр роли стран антигитлеровской коалиции в победе над фашизмом во Второй мировой войне и противоречащих не только нормам международного права, но и элементарным принципам человеческой морали и гуманизма». В ноте отмечается, что перенос Бронзового солдата будет иметь «самые серьезные последствия» для отношений между Россией и Эстонией.
Против демонтажа памятника выступают не только представители русскоговорящего населения, составляющего около трети всех жителей республики, но и эстонцы, - отмечает газета «Известия».
На днях в защиту памятника и за его сохранение на нынешнем месте выступили представители эстонской национальной интеллигенции, направившие министру обороны Яаку Аавиксоо открытое письмо, в котором предупреждают его и все официальные власти о негативных последствиях демонтажа монумента — утрате стабильности внутри государства и подрыве его репутации на международной арене, отмечает ИТАР-ТАСС.
По сведениям же РИА «Новости», которое ссылается на данные опроса общественного мнения, проведенного социологической фирмой Turu-uuringute AS по заказу газеты Eesti Paevaleht, за последний месяц в Эстонии выросло количество противников демонтажа Бронзового солдата.
Против переноса памятника из центра города выступают 49% опрошенных жителей страны, за демонтаж — 37%, а 14% не имеют четкого мнения по этому вопросу. Среди эстонцев демонтаж монумента поддерживают почти 50% респондентов, против — 32%, почти 19% не высказали своего мнения об этом.
Социологи отмечают, что если в сравнении с предыдущими опросами мнение эстонцев о судьбе Бронзового солдата почти не изменилось, то среди русскоговорящих жителей страны количество противников демонтажа монумента выросло с 77% до 86%.
По сообщению «Интерфакса», планы правительства Эстонии по демонтажу «Бронзового солдата» и переносу памятника из центра города не поддерживает почти половина жителей Эстонии. Против переноса памятника из центра города выступают 49% опрошенных жителей страны, за демонтаж - 37% и 14% не имеют четкого мнения по этому вопросу.
Лидеры ведущих российских партий и общественно-политических движений в интервью «Росбалту» ( прокомментировали решение эстонских властей относительно судьбы Бронзового солдата.
Геннадий Зюганов, лидер КПРФ, считает, что проблему с Бронзовым солдатом «можно решить за одну неделю — путем введения экономических санкций». «Эстония формирует треть своего бюджета за счет энергоресурсов из России, — указал Зюганов. — Во времена СССР в Эстонии построили порт на 4 миллиардов советских рублей. Там есть вклад каждой союзной республики. Можно предъявить официальный счет, и они перестанут возиться с памятниками и переименованием улиц».
Владимир Катренко, замсекретаря президиума генсовета «Единой России», считает, что в Таллине происходит акт вандализма и стыдится за Эстонию. «Вся Россия напряженно следила за непонятными действиями руководства Эстонии в отношении братской могилы и монумента Воину-освободителю в центре Таллина, — говорит Катренко. — До последнего момента россияне надеялись, что разум возобладает, и эстонские власти откажутся от демонтажа памятника. Увы, эти надежды не оправдались».
«Сегодня мы наблюдаем настоящий вандализм, на который дано официальное добро, — подчеркнул Катренко. — Мне стыдно за наших соседей, которые в канун Дня Победы не придумали ничего лучшего, как глумиться над павшими. Из-за действий эстонского руководства ветераны даже не смогут выполнить свой традиционный ритуал: пройти к Воину-освободителю и возложить цветы в память об ушедших товарищах. Можно не любить русских и Россию, но низко и недостойно — воевать с могилами, оскорбляя память погибших и ныне живущих солдат той страшной войны».
Владимир Жириновский, лидер ЛДПР предлагает радикальные меры в борьбе за Бронзового солдата. «Надо быть жесткими, волевыми, резкими! На каждую пощечину России отвечать другой — в два раза сильнее, — заявил Жириновский. — Можно принять адекватные меры экономического характера. Энергобезопасность Эстонии полностью зависит от России: достаточно вырубить рубильник, и там наступит полная темнота, все остановится — больницы, фабрики, транспорт. Пускай они ползут тогда к нашему памятнику!".
Дмитрий Рогозин, лидер движения «Родина — Конгресс русских общин», называет решение Эстонии о демонтаже Бронзового солдата «пощечиной» России и предлагает «красивый ответ» — спецоперацию по вызволению могил советских воинов. «Вообще говоря, осквернение праха предков — это повод для войны, — сказал Рогозин. — Нам дали пощечину накануне святого праздника 9 Мая, не ответить на это оскорбление мы не можем. Россия в сложившейся ситуации имеет полное право применить самые разные средства, от дипломатических методов воздействия до вооруженного вмешательства».
«Я думаю, правильно было бы провести спецоперацию по вызволению останков наших воинов из захоронения на холме Тынисмяги. Это было бы красивым ответом на провокационные действия эстонских фашистов, — говорит Рогозин. — Также следовало бы рассмотреть вопрос о переносе памятника или создании точной копии Бронзового солдата и установке его на Поклонной горе в Москве. С таким предложением я обратился к мэру Москвы Лужкову еще месяц назад, но содержательного ответа до сих пор не получил».
Ирина Хакамада, сопредседатель Российского народно-демократического союза, напоминает Эстонии о европейских ценностях. «Памятники нельзя двигать, потому что тогда они начинают двигать историю, — сказала Хакамада. — В свое время я говорила лидерам различных партий в Эстонии: «Если вы хотите быть европейцами, надо избавляться от комплексов малой страны». Я говорила им: «Да, прошлое было трагично, но если вы начнете вытаскивать скелеты из шкафов, то потеряете больше, чем приобретете. Если вы маленькие, надо дружить и с Европейским Союзом, и с Россией». Агрессивные шаги в отношении России, подобные сносу памятников, ни к чему хорошему не приведут».
Михаил Барщевский, лидер партии «Гражданская сила», считает, что России следует проявить великодержавное спокойствие: «Когда я впервые услышал о решении эстонских властей, у меня тоже было желание встать с плакатом «Позор!». Но потом я попытался понять эстонцев. Я побеседовал с тремя коренными жителями этой страны — эстонцем, русским и евреем, — и все они, не сговариваясь, сказали: «Но вы же убрали памятник Дзержинскому!»
«Сам я не могу согласиться с таким сопоставлением, — добавил Барщевский. — Но нужно понять, что все-таки для них это памятник несвободе. Во время Великой Отечественной войны мы были субъектами войны, — и фашисты были ее субъектами. Мы и немцы воевали друг с другом. А эстонцы себя считают объектами этой войны, они и нас, и немцев рассматривают как оккупантов. И, поскольку мы у них стояли дольше, то и неприязнь к нам оказалась сильнее».
Сергей Митрохин, заместитель председателя партии «Яблоко», также в вопросе о судьбе Бронзового солдата предлагает Москве указать Эстонии на Европу. «Россия должна жестко поставить вопрос в Европарламенте о сохранении памятника Воину-освободителю в Таллине, — заявил Митрохин. — Только так можно решить проблему. Если же планы демонтажа все же будут реализованы, то необходимо сделать все для перезахоронения праха советских солдат на территории России. Потому что нет уверенности в сохранности останков и нет гарантии, что они будут перезахоронены в другом месте Эстонии должным образом».