Углубление противоречий в руководстве КПРФ может привести к тому, что партия в одночасье потеряет всё то, чего сумела достичь за последние несколько месяцев. Трещину дала идеологическая база КПРФ, чья монолитность и непоколебимость до недавнего времени не вызывала сомнений даже у основных политических оппонентов. Однако партия, которую Борис Грызлов в марте назвал главным конкурентом "Единой России" на думских выборах, оказалась далека от единства.
Чистка партийных рядов, проходившая под видом борьбы с "неотроцкизмом", наделала немало шума, однако серьезные аналитики сходятся во мнении, что этот шаг для партии был необходим. Компартия перед выборами была просто обязана освободиться от влияния членов, готовых ради "дела революции" на любые неразборчивые связи, в том числе и с откровенными оранжевыми либералами Касьянова-Каспарова. Но, пройдя по рядам нижнего и среднего актива, она не затронула руководства партии, что только подстегнуло конфликт между двумя замами Геннадия Зюганова – Мельниковым, толкающим КПРФ к широкой коалиции политических сил и Кашиным, выступающим за "идеологическую чистоту партийных рядов".
Старший эксперт Института региональной политики Алексей Титков усматривает в этом конфликт поколений. "Что касается дела о неотроцкистах в КПРФ, то, насколько я себе представляю, это было внутри партии как явление прежде всего поколенческое. Условно говоря, старые, традиционные коммунисты еще советских времен, советской закалки и молодые, выросшие в новых условиях, с другими представлениями о том, с кем можно сотрудничать и как себя вести", - считает он. Что касается конкретно противоречий между двумя ближайшими помощниками Геннадия Зюганова - Иваном Мельниковым и Владимиром Кашиным, то они, по мнению политолога, "проходят все-таки в другой плоскости":
- Кашин тогда (на той самой конференции, где и прозвучал доклад о "неотроцкизме" в КПРФ ) выступил с большим программным докладом, посвященным возвращению компартии на село, работе с сельскими избирателями. Как для научного агрария, руководителя подмосковного НИИ для него эта тема понятная, и, судя по всему, он готов ею с удовольствием заниматься. Тогда как Мельников – это представитель несколько другой социальной базы компартии. Он человек университетский московский, городской, больше ориентированный на эту группу. Если посмотреть на современную эмблему КПРФ, где изображены серп, молот и книга, то Мельников будет представитель книги, а Кашин – серпа, а это все-таки разные группы, которые требуют разных акцентов и в избирательной кампании, и вообще, - пояснил Алексей Титков.
По словам эксперта, помимо конфрантации среди руководителей, у КПРФ есть и ещё одна головная боль - молодёжь. "Они заинтересованы в молодых активистах как в постоянном источнике таких информационных поводов и такой, пусть несколько скандальной, но известности своей партии. И рано или поздно это создает для партии некоторые сложности", - отмечает г-н Титков.