"Московский комсомолец" возобновил проект, который делал перед выборами-2003. Приезжая в редакцию популярного издания, лидеры крупнейших политических сил в интервью “МК” “презентуют” свою партию. Первым в гостях побывал ветеран российской политической сцены, лидер КПРФ Геннадий Зюганов.
— Каких ошибок, допущенных в прошлой думской кампании, вы намерены избежать?
— Нам надо было более решительно отстаивать и защищать все, что связано с нашими идеями, организацией, людьми. И тогда результат был бы выше. У нас украли в некоторых местах до половины голосов. Поэтому позже мы создали штаб протестных действий, провели два десятка акций. Впереди акция защиты крестьянства, против роста цен на хлеб и другие. Мы в каждом регионе создали мобильные группы по 500 человек, которые будут следить за подсчетом голосов на каждом участке. Недавно новый председатель ЦИК Чуров заявил, что наблюдатель — это друг Центризбиркома. Мы сказали: мы вам дадим 500 тысяч друзей. И мы быстрее ЦИК подсчитаем голоса. Власть ведь не хочет честных выборов. Ей проще выращивать трехголового змея в лице “Единой России”, “Справедливой” и ЛДПР.
— В каком-то смысле коммунистов можно считать четвертой головой “змея”. Согласитесь, не зря ведь даже члены вашей партии упрекали вас в том, что на самом деле вы не боретесь за власть? Потому что вам нужны лишь ее атрибуты: кабинет, машины, фракция...
— Вообще это странно, когда один и тот же вопрос 10 лет кочует с одной страницы на другую. Вы вроде подготовленные люди, в солидной газете работаете, могли бы что-нибудь более интересное спросить. КПРФ энергично борется за народную, советскую власть, за наши идеалы. Не случайно компартию запрещали, преследовали, а в 2003 году 46 спецопераций против нее провели!
— Однако все это не мешает вам конструктивно сотрудничать с Кремлем. Вас президент даже в поездки с собой берет.
— Куда он меня брал?!
— Во Вьетнам чуть более полугода назад.
— Правильно, а кто Путина несколько лет убеждал, что Вьетнам — это исключительно перспективная страна, вместе с которой мы одержали победу над американским империализмом? Это государство, которому я помогал вооружаться и бороться! Я говорил Путину: “Что ж мы отвертываемся от него? Туда сейчас американцы и французы лезут, а между тем именно мы создавали вьетнамцам энергетику, инфраструктуру. И если мы оттуда уйдем, то навсегда”.
— Ну и как, президент прислушался?
— Не только прислушался. По ходу этой поездки 9 соглашений было подписано объемом, по-моему, 4 миллиарда долларов. Это же колоссальная сумма! А для того чтобы российско-вьетнамские переговоры прошли успешно, Путин и предложил мне сопровождать его. Я с удовольствием слетал и участвовал во всех встречах на официальном уровне. И все наши могли наблюдать, что со мной с удовольствием общались, всюду приглашали. Так что я способствую развитию торговых отношений с Вьетнамом.
— И с Путиным у вас замечательные отношения, вы же не будете это отрицать?
— Да Вьетнам — это один такой случай. Вот если бы Путин прислушался к нам и выгнал Зурабова, Христенко, Фурсенко, Кудрина, Грефа… Я сказал президенту, что с таким правительством ни одной серьезной задачи решить невозможно. Потому что это правительство людей, которые не любят Россию, малокомпетентны и больше думают о своих барышах, нежели о державе и народе.
— Геннадий Андреевич, вы не отвечаете на вопрос. У вас с Путиным хорошие отношения? Не зря же вы критикуете в основном правительство и “Единую Россию”, а про президента либо молчите, либо выражаетесь мягко.
— Я считаю, что Путин и правительство — это ставленники современной олигархии, во многом выполняющие ее приказы. Ожидалось, что Путин выскочит из жирной, грязной, вороватой компании, но этого не произошло. Мне казалось, что он самостоятелен в назначении министров, но после того как появился министр-мебельщик в Министерстве обороны, что является оскорблением для любого офицера, да и для нашей страны в целом, я понял, что ошибался.
А что касается моей критики в адрес президента… Здесь просто критика одного или второго человека недостаточна. Нужно показать всю гнилость власти, ее коррумпированность, отсутствие стратегии, элементарного курса и неспособность решать крупные задачи. Я лично при критике исхожу из такого подхода.
— А вы с Сурковым (замглавы Администрации Президента, курирующий Думу. — “МК”) сколько раз в неделю перезваниваетесь?
— Когда нужно, и он звонит, и я звоню. И не только ему. Недавно звонил Иванову и Патрушеву.
— Как часто Сурков высказывает вам претензии за то, что вы сказали что-нибудь “не так”?
— Вот насчет “не то и не так” мне за последний год никто не звонил.
— За вас можно только порадоваться! Вы такой хороший оппозиционер, что у Кремля к вам даже претензий нет…
— Дело не в этом. Они звонят тем, у кого есть обязательства перед ними. А мы свободные граждане.